Сергей Качаев: исполнился год закону о «дальневосточном гектаре»
Первого июня исполняется ровно год с начала реализации закона о "дальневосточном гектаре". За первый день поступило более 200 заявок. После этого федеральной информационной системе "На Дальний Восток" пришлось пережить и пиковые нагрузки, когда программа не справлялась с большим числом посетителей и давала сбой, но уже к третьему этапу была готова к любым нагрузкам. В итоге, за первые 11 часов реализации третьего этапа было оформлено около 2 тыс. заявок. Обо всех плюсах и минусах проекта, о том, оправданы ли некоторые опасения россиян, планирующих стать или уже ставших владельцами гектара, агентству "Интерфакс – Дальний Восток" рассказал заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Сергей Качаев.
- По Вашей оценке год "дальневосточного гектара" завершен с теми результатами, которые ожидали? Кто из регионов выбился в лидеры?
- Подано более 91 тыс. заявок, более 18 тыс. участков предоставлено гражданам. Наибольший спрос на гектары в Приморском крае, в Республике Якутия, Хабаровском крае и на Сахалине. На эти территории приходится примерно 85-87% от всех заявок. Конечно же, наиболее активны дальневосточники – они составляют примерно 80%. Мы заказывали социологическое исследование ВЦИОМ, по которому 14% граждан России сказали, что готовы взять "дальневосточный гектар" или планируют. Это около 20 млн человек. Если рассматривать итоги по отношению к этому потенциальному спросу, то за год получается заявок подано немного. Однако программа действовала в этом году в пилотном режиме и будет действовать до 2035 года, а, значит, мы находимся на самом старте.
- В одном из интервью Вы подчеркнули, что даже через 5 лет продать "дальневосточный гектар" можно будет только российскому, а не иностранному покупателю. Продажа земель иностранцам, которые были выделены государством бесплатно, ограничена на сто процентов?
- Эта продажа сейчас ограничена федеральным законом N119 от 1 мая 2016 года об особенностях предоставления гражданам земельных участков на территории Дальнего Востока. Он четко формулирует, что участки предоставляются только гражданам России. Если же этот участок по наследству переходит иностранному гражданину, то он должен его продать в определенный период времени также человеку с российским гражданством. Если же такой покупатель не находится, тогда выкупает муниципалитет. Это ограничение действует бессрочно. Даже если этот гектар будет потом разделен между несколькими собственниками, то ограничения будут касаться каждого вновь образованного маленького участка. Все сделки отслеживает Росреестр. В рамках кадастра эти ограничения будут прописаны для каждого участка.
Если через пять лет гражданин подтверждает, что освоил выделенный гектар, то он может им распоряжаться по своему усмотрению – осваивать дальше, передать по наследству, продать. За пять лет человек наверняка потратит немало собственных средств на освоение участка, а, значит, при продаже будет учитывать, сколько вложено сил, времени и денег. Поэтому здесь нельзя говорить о какой-то спекуляции или незаработанном доходе.
Если даже через какое-то время владелец гектара вдруг потеряет российское гражданство, то он должен реализовать участок на тех же условиях, которые я перечислил ранее.
- Наши законодатели любят переписывать ранее утвержденные законы, вносить поправки. Где гарантия, что через пять лет не предусмотрят какие-то поблажки в сделках с "дальневосточными гектарами"?
- У нас есть Земельный кодекс, который регулирует отношения в сфере земельного законодательства. Что касается изменений, то Госдума за этот год один раз уже вносила поправки. Это связано с тем, что мы старт проекта разбили на несколько этапов. По результатам первого этапа обнаружились узкие места. Территории, где нельзя было выдавать гектары, устанавливались только федеральным законом. Регионы попросили предоставить им такое право, чтобы гибко подходить к границам закрытых территорий. Мы пошли им навстречу и часть регионов уже приняли решения и сняли ограничения или же наоборот ввели их на ранее открытые земли. К примеру, в Амурской области предложили не выдавать гектары в районе газохимического комбината. А в Магаданской области наоборот уменьшили закрытую зону вокруг Магадана.
- Нет ли спешки с выдачей гектара и планов "пятилетки в три года"?
- Никаких установок показать максимальные результаты по количеству выданных гектаров регионы не получали. Никаких планов с четкими цифрами нет. Как я уже отмечал, до 2035 года каждый гражданин России может реализовать свое право получения "дальневосточного гектара". Другое дело если гражданин, который уже официально заявил о желании получить землю, получает отказ. Вот тут уже возникают целевые показатели. Если выбранный им участок не может быть предоставлен, то муниципалитет должен предложить варианты по изменению границ или местоположения.
Как Вы правильно заметили, проекту уже год. Изначально было достаточно много отказов, поэтому мы были вынуждены по-другому организовать работу уполномоченных органов, чтобы повысить процент предоставления земельных участков.
- Водный кодекс запрещает ограничивать доступ к воде, но на карте видно, что некоторые земельные участки "рисуются" прямо на воде. Кто контролирует их расположение?
- Если вдруг выявятся такие факты, то это, конечно же, незаконно. Скорее, это технический сбой. Мы тестировали и федеральную информационную систему, и ресурсы Росреестра. Такие сдвиги на карте существовали и, к сожалению, существуют еще в Республике Якутия. Вскоре эти ошибки должны быть исправлены Росреестром.
Это была кропотливая работа, в течение года приводилась в соответствие система координат. Были даже такие моменты, когда граждане подавали заявки на участок в одном месте, а в реальности он оказывался на 50-200 метров в сторону. Подобные сдвиги на карте достигали нескольких километров и гектар оказывался практически в соседнем районе. Ранее эта проблема была характерна для Сахалина, Чукотки, Якутии. Проверка соответствия - это задача Россреестра. Они должны соотнести то место, где участок нарисован на карте, с системой координат. Надеюсь, что в начале июня эта проблема будет решена на всей территории Дальнего Востока.
Это что касается технической части, а теперь о правовой. Сама система в интернете, это всего лишь способ подачи заявки. Если федеральная информационная система одобрила выбранный вариант, то не значит, что его вам предоставят. Это просто первый уровень проверки, первый фильтр. В системе закачены пока еще не все информационные ресурсы, поэтому на следующем этапе проверяет уполномоченный орган, следом Росреестр – на стадии кадастрового учета, регистрации права. Как минимум получается четыре уровня проверки возможности и законности предоставления "дальневосточного гектара".
Если же гражданин считает, что его права нарушены, то он может обратиться в контролирующие органы. Это нормальная практика.
- А не получит ли программа распространение на другие регионы? Сибиряки как-то озвучивали свои пожелания. Некоторые опасаются, что реализуют свое право на Дальнем Востоке, а потом начнут раздавать более "лакомые кусочки", скажем, в европейской части страны.
- Предложения такие были со стороны губернаторов, но никакие изменения в закон не готовятся и подобные инициативы сейчас не рассматриваются. Другой вопрос, как можно предоставить гражданину земельный участок за 33 рабочих дня. Такие сроки можно сделать нормой на территории всей России. Опыт, который будет сформирован на Дальнем Востоке, можно переносить в плане изменений нормативно-правовых актов, правильной организации работы муниципальных образований и на остальную территорию России. Но вот распространения проекта по бесплатному предоставлению земли на другие регионы мы не рассматриваем.
- Раздача "дальневосточных гектаров" один из способов привлечь жителей России в этот регион, где наблюдается мощный отток населения. Я так понимаю, в поддержку этому проекту разработана программа поддержки жителей России, которые захотят переехать на Дальний Восток. На демографической конференции Вы условно ее назвали "Соотечественники 2.0". Что она предусматривает?
- Реализация программы планируется с 2018 года, и она предполагает в первую очередь предоставление работы гражданам России на Дальнем Востоке. Новые рабочие места, которые появятся в рамках реализации более 600 инвестиционных проектов, только на 20% могут быть заполнены кадрами с Дальнего Востока. Остальные 80% необходимо привлекать из других регионов России. Программа предусмотрит субсидирование переезда, то есть оплату провоза багажа, контейнера с вещами, а также оплату проживания в течение года на Дальнем Востоке (речь об арендной плате за жилье). Кроме того, людям потребуется помощь в адаптации на месте.
Обязательным условием участия в этой программе является трудоустройство. То есть, необходимо заключить с работодателем трудовой договор.
- Вы наверняка просчитывали бюджет программы по переселению жителей России в ДФО на будущий год?
- Мы просчитали, что до 2020 года ежегодно нужно около 1,5 млрд рублей на ее реализацию. В России уже есть действующие программы, которые позволяют привлекать трудовые ресурсы на территорию РФ. Первая - это "Соотечественники", она рассчитана на граждан из других стран. К примеру, ей воспользовались те же старообрядцы, приехавшие в Амурскую область и в Приморский край. Там тоже предусмотрены подъемные, тоже оплачивается переезд. По второй программе трудовой мобильности предоставляются субсидии работодателю на поиск, перевоз и адаптацию сотрудника. Деньги идут из федерального бюджета, софинансирует регион и работодатель. Но обе эти программы направлены на очень узкий круг людей. Поэтому и была разработана третья – для привлечения трудоспособных граждан России на Дальний Восток. Мы рассчитываем с помощью этих программ регулировать рынок труда.
- Люди обычно покидают те территории, где условия проживания сложнее, чем в соседних. Соотношение расходов и доходов у дальневосточников не способствует позитивному настрою остаться. Дальний Восток не может конкурировать с другими регионами России в силу как раз этих проблем. Может лучше потратить эти средства на их решение?
- Процесс создания конкурентной социальной среды достаточно долгий, капиталоемкий. А инвесторы заходят уже сейчас и проблемы с кадрами у них возникают сейчас. Тому же "Газпрому" нужны 3 тыс. работников на Амурском ГПЗ, мы помогаем ему в этом. Но параллельно разрабатываем комплексный план развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры Свободного (город в Амурской области, где будет располагаться Амурский ГПЗ - ИФ). Все взаимосвязано.
Кроме того, сложно сказать, где в первую очередь развивать инфраструктуру, так как сделать всё сразу не позволяет ограничение по финансированию. Поэтому нужно брать во внимание территории, где реализуются крупные инвестиционные проекты, куда необходимо привлечь большое количество людей.
Такая же ситуация с "дальневосточными гектарами". Есть территории, где сконцентрированы участки. Становится понятно, что в планах развития дорожной сети нужно учитывать мнение граждан и необходимо корректировать планы по развитию дорожной инфраструктуры.
- Ваш оптимистичный и пессимистичный вариант развития ситуации на Дальнем Востоке в ближайшие лет пять, какие факторы могут привести к провалу всех планов, а какие к успеху?
- Как мы озвучили на демографической конференции в Амурской области, к 2025 году население Дальнего Востока должно увеличиться как минимум на 300 тыс. человек – до 6,5 млн человек. Будут созданы новые населенные пункты в рамках программы по "дальневосточному гектару". Реализуется более 600 инвестиционных проектов и создано более 100 тыс. новых рабочих мест. Будут развиваться свободные порты, не только во Владивостоке. Ждем положительных результатов и в сфере туризма. Главное не останавливаться и делать свою работу.