Итоговое заседание коллегии Минвостокразвития России: выступления Юрия Трутнева и Александра Галушки (СТЕНОГРАММА)

2 июня 2016 года состоялось заседание коллегии  Минвостокразвития России по вопросу "Об итогах деятельности Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока в 2015 году и задачах на 2016 год".

В заседании принял участие заместитель Председателя Правительства России - полномочный представитель Президента России в ДФО Юрий Трутнев. С докладом выступил Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.

 

Вступительное слово Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – полномочного представителя Президента Российской Федерации в ДФО Юрия Трутнева:

Добрый день, уважаемые коллеги! 

Я думаю, будет справедливо, если мы будем говорить не только о прошедшем 2015 годе. Дело в том, что команда Министерства в сегодняшнем составе работает два с половиной года, немножко меньше трех, поэтому, наверное, точнее будет поговорить о том, что сделано за этот период.

Хочу сразу сказать, что сделано немало. Те термины и названия, которые появились в ходе нашей с Вами работы, которые воспринимались еще недавно как диковинные словосочетания («Территория опережающего развития», «Механизм поддержки инвестиционных проектов», «Свободный порт Владивосток») сегодня стали реальными инструментами и помогают развитию Дальнего Востока Российской Федерации.

Принято долгожданное на Дальнем Востоке решение о выравнивании энерготарифов. Активно начал работать Фонд по развитию Дальнего Востока. Ярким событием экономической жизни всей России и Азиатско-тихоокеанского региона стал первый восточный экономический форум. Вчера стартовал проект по предоставлению одного гектара земли.

Всё это говорит о том, что стратегия развития Дальнего Востока разработана правильно и реализуется эффективно. Результаты этой работы тоже можно оценить.

Рост в промышленном производстве на Дальнем Востоке за первые четыре месяца этого года четыре с половиной процента. И вообще все эти годы идет уверенный, стабильный рост. Практически прекратился отток населения.

В рамках тех инструментов поддержки, о которых я говорил, сейчас начинается строительство 200 новых предприятий. А это значит, десятки тысяч людей найдут новые рабочие места. Начали решаться задачи, которые долгие годы копились. Хочу поблагодарить за эту работу Министра, всех работников Министерства, губернаторов, без которых бы мы ничего сделать не смогли.

В то же самое время есть ли у нас возможность расслабиться и сказать: «Процесс пошел»? Боюсь, что нет. Придется еще очень много потрудиться для того, чтобы применяемые инструменты работали безукоризненно, и чтобы процесс развития Дальнего Востока стал необратимым.

На что хочу обратить внимание? В рамках работы территорий опережающего развития, механизма поддержки инвестиционных проектов мы взяли на себя, а если уж говорить честнее, возложили на государство ответственность за строительство необходимой инфраструктуры.

Хочу подчеркнуть, что эта работа должна быть, безусловно, выполнена, причем в необходимые сроки и с минимальным эффективным расходованием бюджетных средств. Надо обеспечить контроль за каждым рублем бюджетных расходов и не допустить воровства и срыва сроков.

Отдельно хочу подчеркнуть, что мы живем в конкурентном пространстве. За инвестиционные, технологические, человеческие ресурсы борются все окружающие нас страны – Япония, Корея, Китай, Сингапур, Малайзия. Шанс победить в этом соревновании только один – работать креативно, работать творчески, постоянно думать над тем, как сделать условия работы именно у нас, на Дальнем Востоке лучшими.

Уже сегодня наша работа, изменение в ситуации привлекает пристальное внимание наших коллег, привлекает внимание инвесторов. Мне кажется, это очень хорошо. Но эту работу надо продолжать.

Важнейшей частью нашей работы будет являться привлечение новых инвесторов как уже в существующие территории опережающего развития, так и во вновь создаваемые. Ворота для инвесторов должны быть постоянно открыты, а все препятствия на пути ликвидированы.

Распространение режима свободного порта на другие порты Дальнего Востока, которое сейчас тоже в ближайшее время будет принято, тоже потребует точного и четкого организационного сопровождения на всех территориях, где эти порты будут действовать.

Я уже говорил, что начал работу в пилотном режиме закон о бесплатном выделении гектара земли. Уже в первые часы работы он показал, что закон крайне востребован и что нам еще нужно научиться работать по его реализации. За первые 12 часов действия закона в информационной системе зарегистрировано 55 тысяч обращений. В результате сайт завис, и 2-3 часа мы его мужественно выводили из этого состояния.

Сейчас он, слава богу, работает в штатном режиме. На этот час уже сформировано 348 заявок и зарегистрировано более 400 тысяч обращений. Более полумиллиона практически за сутки. Вот это к вопросу, нужно или не нужно. Ответ очень простой.

Но нам нужно очень внимательно смотреть состав земли, предоставляемой для распределения. Никаких искусственных ограничений здесь не должно быть. Естественно, надо убрать всю землю, обремененную правами третьих лиц, особо охраняемые природные территории, участки над месторождениями полезных ископаемых, защитные леса. Но ни в коем случае не допускать того, чтобы чиновники, как они это любят, что-то оставляли для себя, ну, чтобы, как бы, потом распределять. Вот так не должно происходить. Мы будем за этим следить очень внимательно.

Только полной и прозрачной реализацией закона мы сможем предоставить людям возможность лучше жить и развивать экономику Дальнего Востока.

Уважаемые коллеги, через три месяца откроется второй Восточный экономический форум. Гости из разных стран мира соберутся для того, чтобы понять, что же происходит на российском Дальнем Востоке, как можно работать вместе. Наверняка, будет много идей, предложений. Будет и критика за то, что мы не успели сделать. Над всем этим будем работать.

Немало идей есть и сегодня. Требует поддержки предложение по созданию электронной торговой площадки, алмазной биржи во Владивостоке. Необходимо закончить разработку механизма налогового вычета при инвестициях в инфраструктуру, приступить к докапитализации Фонда развития Дальнего Востока.

Очевидно, что расширение фронта работы, совершенствование применяемых инструментов будет увеличивать нагрузку и ответственность на каждого из присутствующих. Но у этого есть и хорошая сторона: будет много возможностей для профессионального роста и для того, чтобы принести пользу нашей родине, России. Желаю всем успеха.

 

Доклад главы Минвостокразвития Александра Галушки:

Уважаемый Юрий Петрович, уважаемые участники итогового заседания Коллегии Министерства по развитию Дальнего Востока!
 
Юрий Петрович, большое спасибо за Вашу оценку деятельности Министерства, за то, что коллег поощрили, они старались и внесли свой вклад в ту работу, которую мы проводим. А самое главное, огромная благодарность за то, что мы команда, мы работаем вместе, мы единомышленники и мы искренне и добросовестно то время, которое нам отведено, тратим на то, чтобы развивать наш Дальний Восток.

Готовясь к сегодняшнему заседанию Коллегии, мы с коллегами посмотрели прошлую Коллегию Министерства по развитию Дальнего Востока, которая также прошла в июне 2015 года. Что обращает на себя внимание? Я считаю, это очень важно и очень ценно, что то, о чем мы говорили год назад, ровно этим мы и занимались.

Те задачи, которые ставились год назад, они и были реализованы. И всё, что мы произносим на подобного рода собраниях, произносим не ради слов, а ради дел. И то, что дела со словами, с нашими словами совпадают, наверное, лучшее свидетельство того, что мы искренне стараемся руководствоваться в своей работе честностью, профессионализмом, служением людям. Служению такому важному, большому и очень ответственному проекту как развитие нашего российского Дальнего Востока.

Что сделано в отчетном периоде? Что происходит на Дальнем Востоке? И что мы будем делать? Юрий Петрович обратил уже внимание на ту позитивную динамику, которая, действительно, сегодня складывается на Дальнем Востоке. И прежде всего это достигнутый исторический минимум сокращения численности населения Дальнего Востока.

В январе-феврале этого года мы наблюдали сокращение, уменьшение численности в 15 раз по отношению к январю-февралю 2015 года. По итогам первых четырех месяцев 2016 года, январь-апрелю к январю-апрелю 2015-го такого рода снижение, сокращение численности составило 300%.

На Дальнем Востоке естественный прирост населения. Такой динамики в новейшей истории развития Дальнего Востока не было.

Кроме того, растут инвестиции, растет сельское хозяйство, растет промышленное производство. В первые четыре месяца 2016 года, как было отмечено, у нас индекс промышленного производства составил 104,5%.

В прошлом году на Коллегии мы говорили о том, что созданы законы, запускаются, стартуют новые механизмы развития Дальнего Востока. Они все заработали.

Создано 12 территорий опережающего развития на Дальнем Востоке, и мы планируем, что к концу этого года их будет уже 15. Стартовала поддержка, инфраструктурная поддержка со стороны государства инвестиционных проектов. На сегодняшний день уже десяти значимым инвестиционным проектам на Дальнем Востоке такая поддержка оказывается. Рассчитываем, что до конца года таких проектов будет уже 16.

Заработал Фонд развития Дальнего Востока, который до этого несколько лет не мог начать свои инвестиции. Уже сегодня Фонд выделил семи проектам финансирование, и до конца года в планах 26 проектов на Дальнем Востоке, которые будут финансироваться Фондом развития Дальнего Востока.

С октября прошлого года заработал свободный порт Владивосток в 15 районах юга Приморья, в которых проживает более 75% жителей Приморского края. Уже 1 октября 2016 года закон будет работать полностью, и те механизмы, которые в нем заложены, стартуют.

Помимо прочего, в рамках закона предполагается облегченный визовый режим. Могу проинформировать, что вчера мы закончили все согласования этой позиции, и последнее решающее согласование наших коллег из Федеральной службы безопасности получено. Поэтому и этот режим тоже заработает.

По факту сегодня, благодаря новым механизмам, на Дальний Восток привлечен 1 триллион 046 миллиардов рублей инвестиций. Из них 966 миллиардов рублей – это инвестиции частные, и 80 миллиардов рублей – это государственные вложения из федерального бюджета, из бюджетов регионов Дальнего Востока, а также финансирование Фонда развития Дальнего Востока.

Нетрудно заметить, что государственные вложения характеризуются высокой эффективностью. На один рубль, вкладываемый государством, на сегодняшний день привлекается 12 рублей частных инвестиций.

Если рассматривать структуру привлеченных инвестиций, то мы видим, что резиденты 12 территорий опережающего развития уже сегодня дают 460 миллиардов рублей. Поддержка инвестиционных проектов приносит 274 миллиарда. Проекты Фонда развития Дальнего Востока – 77 миллиардов. И резиденты свободного порта Владивосток, инвесторы – 155 миллиардов рублей.

Ни в коем случае мы не планируем останавливаться на достигнутом, рассчитываем (и обоснованно рассчитываем), что по итогам 2017 года объем привлеченных инвестиций превысит 2 триллиона рублей, и на Дальнем Востоке стартуют первые 16 новых предприятий в этих новых механизмах, созданных специально для развития Дальнего Востока.

Если говорить о структуре привлеченных инвестиций, то на 39% это производственные предприятия, 21% - это предприятия в сфере транспорта и логистики, 19% - сельское хозяйство и пищевая промышленность, 8% - туризм, 8% - добыча и переработка ресурсов. Всего на сегодняшний день количество новых предприятий, которые соответствуют заявкам, поданным на соответствующие меры и формы поддержки, превышает 220 штук.

Отмечу также, что в минувшем году сформирована система институтов развития Дальнего Востока. Говорил уже о том, что заработал полноценно Фонд развития Дальнего Востока. В 2015 году Правительством создана и заработала Корпорация развития Дальнего Востока в форме открытого акционерного общества. А также 2 агентства в форме автономных некоммерческих организаций – Агентство привлечения прямых инвестиций и поддержки экспорта на Дальнем Востоке и Агентство развития человеческого капитала на Дальнем Востоке.

Вот эта сформированная система институтов развития, сформированные государственные механизмы развития Дальнего Востока позволяют нам обоснованно рассчитывать, что мы решили не разовую дискретную задачу, а на постоянной основе новые инвестиции будут привлекаться на Дальний Восток, будут создаваться и открываться новые заводы, новые предприятия. Инвестировать и вести бизнес на Дальнем Востоке будет выгодно и безопасно. А, значит, будет подниматься экономика Дальнего Востока, и для жителей Дальнего Востока, для граждан России будут создаваться новые, современные, хорошо оплачиваемые рабочие места.

Помимо этого, хочу отметить, что по целому ряду направлений, стратегически важных направлений, проектов и механизмов также в отчетном периоде была проведена соответствующая работа, и такие механизмы либо уже стартовали как, например, закон о дальневосточном гектаре вчера, либо стартуют в самое ближайшее время. Отмечу наиболее важные из них.

Действительно. была проведена большая, кропотливая, объемная работа по принятию закона об особенностях предоставления гражданам Российской Федерации земельных участков на Дальнем Востоке. Вчера этот закон стал работать в первых девяти пилотных муниципальных образованиях девяти субъектов Российской Федерации Дальневосточного Федерального округа.

Юрий Петрович Трутнев уже привел основные статистические данные, которые характеризуют очень высокий интерес граждан России, очень высокий интерес общества к этому проекту. Естественно, около 400 тысяч обращений к сайту Надальнийвосток.рф лишь за первый день работы говорят сами за себя.

Безусловно, наша задача – сделать для граждан России доступ к земле удобным, комфортным, безбарьерным. И вся та земля, которая может быть предоставлена гражданам России, должна быть им предоставлена. Социологические опросы показывают, что у граждан России высокий интерес к этому проекту и высокий уровень одобрения этого проекта. Как у самих жителей Дальнего Востока во всех без исключения регионах Дальнего Востока (более 50% поддерживают это начинание), так и у граждан Российской Федерации, которые проживают не на Дальнем Востоке.

Кроме того, с первого июля начинает работу еще один закон, принятый в эту сессию парламентом России, подписанный Президентом. Специально для Дальнего Востока устанавливаются особые налоговые льготы для всех без исключения инвесторов. Вне территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток. Для всех без исключения. Нам дорог и важен любой инвестор на Дальнем Востоке.

И такой любой инвестор, который вложит свои 50 миллионов рублей в течение трех лет, в последующем, благодаря этой инвестиции, получает льготу по уплате налога на прибыль в течение десяти лет и уплате налога на добычу полезных ископаемых также в течение десяти лет.

Помимо этого, мы прекрасно понимаем, что, безусловно, важно и очень важно развивать экономику, привлекать частные инвестиции, улучшать инвестиционный климат, создавать условия для развития бизнеса. Но не менее важно, а ровно настолько же важно комплексно развивать Дальний Восток и привлекать государственные бюджетные инвестиции в его развитие и освоение. В этом направлении также в отчетном периоде была проделана значительная работа.

В первых проектах пяти государственных программ, а именно государственных программ, которые касаются развития транспорта, культуры, здравоохранения, авиастроения, судостроения, сформированы специальные, прицельные на нужды и потребности развития Дальнего Востока подпрограммы опережающего развития Дальнего Востока.

Напомню, Президент Российской Федерации, выступая на Восточном экономическом форуме, поручил Правительству в госпрограммах строго выдерживать приоритет развития Дальнего Востока. А Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев утвердил конкретный перечень из 27 государственных программ, в которых должна быть сформирована своя прицельная подпрограмма по опережающему развитию Дальнего Востока.

Если говорить о первых пяти проектах госпрограмм, где такие подпрограммы созданы дальневосточные, то сегодня мы видим, что в 2016-2025 году это позволяет привлечь государственных инвестиций на Дальний Восток в объеме 771,44 миллиарда рублей в течение десяти лет.

Мы вместе с Юрием Петровичем информировали Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина о той работе, которая проводится в данном направлении. Президентом она поддержана, и дано указание Правительству Российской Федерации в правилах формирования государственных программ, федеральных целевых программ, а также программ госкомпаний, в самих правилах, в нормативно-правовых актах, которые эти правила формируют, закрепить принцип выделения специальных подпрограмм развития Дальнего Востока. Сегодня такая работа завершается в Правительстве Российской Федерации.

Кроме того, также в Правительстве Российской Федерации завершается работа по директиве представителям государства в Совете директоров крупнейших российских компаний, которая обязывает эти госкомпании сформировать в своих инвестиционных планах и программах развития специальные подпрограммы работы на Дальнем Востоке и решения задач ускоренного, опережающего развития. Все согласования завершены, в ближайшее время эта директива планируется к изданию.

Нельзя не отметить, говоря о работе прошлого года, два важных документа. Это федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2016-2025 годы" с объемом финансирования 68,9 миллиарда рублей. Такая программа утверждена. Курилы будут развиваться. К этому будут прилагаться усилия как федерального Правительства, так и региональных властей.

Прорабатываем сегодня вопрос создания территории опережающего развития на Курильских островах. Отмечаем конструктивную позицию Правительства Сахалинской области. В условиях текущей бюджетной ситуации первые два года работы программы развития Курил основная часть финансирования предоставляется именно властями региона.

Кроме этого подготовлен и утвержден Правительством Российской Федерации еще один важный для развития и новаторский по духу документ, а именно комплексный план развития Комсомольска-на-Амуре. Президент Российской Федерации в послании Федеральному собранию поставил задачу, чтобы этот наш славный город стал еще одним динамичным центром развития всего Дальнего Востока России.

Такой комплексный план был Министерством по развитию Дальнего Востока подготовлен, и 18 апреля этого года утвержден Правительством Российской Федерации на период с 2016-го по 2025-й год с объемом финансирования 62,9 миллиарда рублей.

Новаторство этого подхода состоит в том, что мы идем не по пути порой не всегда прицельного распределения субсидий из бюджета, а по пути консолидации, точной настройки конкретных госпрограмм применительно к нуждам конкретного города. И при этом приоритет развития этого города закрепляется в правилах распоряжения деньгами соответствующих государственных программ. Все они собраны в одну точку вместе с программами госкомпаний и с программами Правительства Хабаровского края.

Помимо этого, сегодня завершается работа (она стартовала в прошлом году) над еще двумя важными законопроектами. А именно законопроект о снижении энерготарифов до среднероссийского уровня в тех регионах Дальнего Востока, где цена на электроэнергию выше. Напомню, что сегодня расчетно такая средняя цена составляет 3 рубля 19 копеек за киловатт-час.

Все согласования в Правительстве этого законопроекта пройдены. Юрий Петрович Трутнев и Аркадий Владимирович Дворкович этот законопроект завизировали, и вчера этот законопроект согласован с государственным правовым управлением Президента Российской Федерации. В ближайшее время (можно сказать, что это сегодня-завтра) работа переходит на площадку Государственной Думы по этому законопроекту.

Второй законопроект, который я упомянул, о распространении режима свободного порта Владивосток на ключевые гавани Дальнего Востока, еще на четыре субъекта Российской Федерации, соответствующие районы субъектов Российской Федерации Дальневосточного Федерального округа. А именно этот законопроект касается таких портов как Ванино, Советская гавань, Де-Кастри, Николаевск-на-Амуре, Холмск, Корсаков, Петропавловск-Камчатский, Анадырь, Беринговский, Певек, Провидения.

Также завершены процедуры согласования этого законопроекта в Правительстве Российской Федерации и также вчера государственным правовым управлением Президента Российской Федерации этот законопроект поддержан.

По этим двум законопроектам будем работать в парламенте Российской Федерации над их принятием.

Отмечу, на прошлом заседании итоговой Коллегии мы говорили о важных для развития Дальнего Востока отраслях. Сегодня те механизмы, те инструменты, которые применяются для развития на Дальнем Востоке, востребованы и в отраслевом разрезе. И ТОР «Звезда» у нас создан в Большом Камне под проект судостроения. И ряд агропромышленных, туристических ТОРов (территорий опережающего развития) создано. Предприятия по лесопереработке сегодня уже резиденты территорий опережающего развития.

Нельзя не отметить особо на этой Коллегии еще одну отрасль – рыбную. Подготовлен законопроект вместе с нашими коллегами из Министерства сельского хозяйства и Федерального Агентства Росрыболовство. Правительство Российской Федерации внесло этот законопроект в Государственную Думу. 7 июня первое чтение, и парламент планирует этот закон принять в эту сессию, весеннюю сессию.

Новацией законопроекта является установление нового вида квот на право вылова рыбы. А именно это квоты с инвестиционными обязательствами, когда, получая право ловить рыбу на Дальнем Востоке, инвестор принимает на себя обязательства либо суда покупать российские, либо рыбоперерабатывающие мощности строить на Дальнем Востоке.

Такая новация в законопроекте закреплена, уже в парламенте Российской Федерации он рассматривается. Наша серьезная работа и в уходящем году, и в новом будет по наладке, настройке этого нового механизма, который, очевидно, задействуя тот большой потенциал водных биоресурсов, который есть на Дальнем Востоке, развивает Дальний Восток.

Кроме этого, мы отмечали в качестве приоритетной работы, которая проводилась и в этом году тоже, достижение нового качества работы региональных управленческих команд, нового качества команд регионов Дальнего Востока.

Многое произошло в этом году в этом плане. Есть позитивные изменения по целому ряду рейтингов. Но самое главное, о чем я хотел бы именно сегодня сказать, это то, что регионы Дальнего Востока, будучи вовлечены в эту новаторскую повестку развития, в реализацию, практическую реализацию новых механизмов, новых подходов, новых проектов, которых не существовало еще полтора-два года назад, действительно, этого нового качества достигают. А то, что это фиксируется в тех или иных рейтингах, это вторично, на самом деле. Мы видим, как изменился сам дух, сам подход, само отношение региональных управленческих команд к участию в таком масштабном национальном проекте как развитие Дальнего Востока.

Этому, безусловно, способствует то внимание, которое постоянно оказывается Президентом России, Председателем Правительства Российской Федерации, Юрием Петровичем Трутневым, и работа Министерства по развитию Дальнего Востока.

Но один момент, о котором мы говорили в прошлом году и о котором говорим и сегодня, а именно требование декриминализации, требование строгого соблюдения законов Российской Федерации на Дальнем Востоке, остается актуальным и сегодня. Я напомню, в прошлом году мы новый механизм применили работы в этом плане, в этом вопросе – это механизм совместных коллегий Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства по развитию Дальнего Востока. Продолжаем его использовать, и в этом месяце 23 июня в Хабаровске планируем проведение такой же совместной Коллегии по всем актуальным вопросам применения законодательства в Российской Федерации. Последнее событие тоже ярко свидетельствует о том, что этот вопрос весьма и весьма актуален.

Завершая, хочу отметить, что вот эта совокупность новых механизмов, новых подходов, новых методов работы, которые сегодня реализуются в рамках государственной политики развития Дальнего Востока, созданы государством российским, находит поддержку граждан Российской Федерации. Сегодня будут говорить еще о социологических опросах (мы и в прошлом году об этом говорили). И та надежда, которую сегодня граждане России связывают с Дальним Востоком, надежда на будущее своей страны, надежда на реализацию самих себя в своей собственной стране, надежда на будущее своих детей и внуков, эта надежда высока. А это дополнительная ответственность всех нас вместе, которая требует и нашей гражданской позиции, и профессионализма, и полной самоотдачи в той работе, которую мы ведем.

И самое последнее, напомню, о Дальнем Востоке говорили многие государственные деятели Российской Федерации в разное время. Но пожалуй, наиболее точно о том, каково значение нашего Дальнего Востока для нашей родины, сказал великий государственный деятель, Председатель Правительства России Петр Аркадьевич Столыпин в 1908 году: «Наш орел – наследие Византии. Орел двуглавый. Конечно, сильны и могущественны и одноглавые орлы. Но отсекая нашему русскому орлу одну голову, обращенную на Восток, Вы не превратите его в одноглавого орла, Вы заставите его только истечь кровью». Образно и точно. И дай бог всем нам соответствовать той высокой миссии, исторической миссии нашей работы, которую все мы вместе с Вами проводим. Спасибо большое.

 

© МИНВОСТОКРАЗВИТИЯ России


Итоговое заседание коллегии Минвостокразвития России: выступления Юрия Трутнева и Александра Галушки (СТЕНОГРАММА)