Задача на 180 млрд руб.: как власти намерены решить проблему моногородов

Безработица в моногородах продолжает расти, и чтобы избежать социального взрыва, необходимо создать там 336 тыс. новых рабочих мест. В среднем ради одного такого места придется инвестировать 536 тыс. руб., узнал РБК.

В середине сентября наблюдательный совет Фонда развития моногородов (ФРМ, учредитель — Внешэкономбанк) рассмотрит стратегию работы до 2020 года, рассказал РБК директор фонда Илья Кривогов. Из проекта документа (есть у РБК) следует, что для решения проблем моногородов — таких как высокий уровень безработицы и зависимость от градообразующего предприятия — потребуется создать 336 тыс. новых рабочих мест в 319 моногородах и потратить на это 180 млрд руб.

При расчете потребности в новых местах ФРМ исходил из того, что на градообразующем предприятии должно быть занято не более 20% от работающего населения города — иначе зависимость от одного предприятия слишком велика. Сейчас в среднем по всем моногородам на градообразующем предприятии работают 23% занятого населения города, следует из статистики фонда. Кроме того, расчет учитывал прогнозируемое появление новых безработных к 2020 году. «Ухудшение ситуации в моногородах будет способствовать опережающему росту числа безработных по сравнению с соответствующими субъектами РФ», — говорится в материалах, с которыми ознакомился РБК.

Больше всего рабочих мест предлагается создать в Тольятти, Северодвинске, Междуреченске и Верхней Салде — всего в этих четырех городах необходимо создать 62 тыс. рабочих мест.

На 1 июня 2016 года в моногородах проживали 135 тыс. официально зарегистрированных безработных, сообщил РБК представитель Минтруда. Это более 13% в общем количестве зарегистрированных безработных по всей стране (чуть более 1 млн человек). Количество официально зарегистрированных безработных в моногородах с начала года выросло на 11%. Уволить предполагается еще чуть более 17 тыс. сотрудников на 3,2 тыс. предприятий. В режиме неполной занятости в моногородах работают 115,1 тыс. человек.

Успеть до начала социальной напряженности

«Практически все предприятия, с которыми мы работаем, либо частично сокращаются [в плане производства], либо модернизируются. И то и другое подразумевает сокращение персонала. Это напряженность социальная», — признает Кривогов. Треть моногородов России находятся в «красной» зоне, заявил на минувшей неделе первый вице-премьер Игорь Шувалов. «В России 319 моногородов, многие из них в сложной экономической ситуации, около 100 моногородов находятся в «красной» зоне, мы с Минэкономразвития отслеживаем ситуацию с монообразованиями», — сказал он.

Власти регулярно проводят мониторинг ситуации в моногородах — опросы проводятся с участием Федеральной службы охраны, а затем поступают в Минэкономразвития (министерство использует их при подготовке доклада о ситуации в моногородах и отправляет его в правительство раз в полгода) и Кремль.

По оценке Кривогова, численность экономически активного населения в моногородах составляет 7,8 млн человек. То есть текущее число безработных в моногородах — лишь 1,7% от всей рабочей силы. Но нужно успеть до начала социальной напряженности «создать новые рабочие места», говорит он.

180 млрд руб. инвестиций — почти в шесть раз больше, чем объем средств по действующей госпрограмме по развитию моногородов. Их необходимо привлечь с 2016 по 2020 год для строительства новых производственных корпусов и предприятий, где будут созданы новые рабочие места, которые помогут решить проблему монопрофильности, поясняет Кривогов. Фонд самостоятельно может обеспечить до 25% от этой суммы — то есть 45 млрд руб. Это прямые расходы государственного бюджета на поддержку моногородов, уточняет он. Почти половину нужно привлечь через кредитные ресурсы банков и институтов развития, остальное — собственные средства инвесторов.

Новый нацпроект

Стратегия станет частью нацпроекта по развитию моногородов, анонсированного 3 августа Шуваловым. Он же заявил, что президиум Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, созданного в июне этого года по поручению президента, рассмотрит ключевые показатели реализации проектов в моногородах. Не исключено, что тема развития моногородов будет обсуждаться на одном из ближайших заседаний президиума совета в этом месяце, сказал РБК источник, близкий к ФРМ. Ранее премьер Дмитрий Медведев называл проблемы моногородов среди приоритетных направлений работы совета — кроме развития ипотеки, ЖКХ, образования, экологии и ряда других.

Сейчас работа над новым нацпроектом еще ведется, объем и источники финансирования обсуждаются. Ответственным за его разработку является Минэкономразвития. «Проект находится на согласовании в правительстве», — сообщила РБК представитель министерства, отказавшись отвечать на вопросы по финансированию.

С началом нового кризиса власти решили больше «не заливать» градообразующие предприятия госденьгами, а попытаться перепрофилировать их. Правительство уже выделило ФРМ порядка 25 млрд руб. с 2014 года на строительство новой инфраструктуры в моногородах в рамках предыдущего трехлетнего бюджета и текущего (всего объем госпрограммы по поддержке моногородов составляет 29,6 млрд руб. до 2017 года включительно). «Сейчас идет бюджетный процесс на следующие три года. Там рассматриваются варианты предусмотреть дополнительное бюджетное финансирование. Фонду нужно еще 6–7 млрд руб. ежегодно, чтобы можно было более комплексно задачу решить», — говорит Кривогов.

У самого фонда порядка 70 заявок на реализацию проектов в моногородах, на экспертизе еще 12–13 заявок, которые уже «структурируются под финансирование фонда», уточняет Кривогов. Финансирование двух проектов — развития камского индустриального парка «Мастер» в Набережных Челнах и завода по производству подсолнечного масла в Кумертау (Башкирия)  — в пятницу, 5 августа, было одобрено набсоветом ФРМ. «Фонд входит в проекты на 35–40% [от их стоимости]. Мы также строим инфраструктуру для проектов, а банки, которых мы привлекаем, кредитуют инвесторов этих проектов», — говорит Кривогов.

 

© РБК


Задача на 180 млрд руб.: как власти намерены решить проблему моногородов