Совещание с вице-премьерами
Д.Медведев: Хочу сообщить, что утвердил правила предоставления субсидий регионам на формирование современной городской среды. Тема благоустройства городской среды возникла некоторое время назад. Она довольно активно обсуждалась в ходе предвыборной кампании, в послании Президента содержатся поручения на эту тему. Тема очень важная, волнует огромное количество людей.
В этом году на эти цели из бюджета выделяется 20 млрд рублей. Создание комфортной среды – одно из приоритетных направлений нашей работы. Мы хотим, чтобы в наших городах и городских поселениях было удобное общественное пространство. Причём нужно развивать не только городскую среду в целом – современные парки, торговые улицы, красивые набережные, инфраструктуру, но и заниматься дворами и придомовыми территориями, которые находятся в непосредственной близости от людей, чтобы они были современными, благоустроенными, хорошо освещёнными, чтобы там были места для парковок личного транспорта. По решению жильцов – потому что такие вопросы всегда нужно решать совместно, это должна быть не только инициатива местных властей, органов местного самоуправления – там должны быть спортивные площадки, детские площадки, места для общего отдыха и досуга жителей микрорайона, ближайших домов.
Конечно, 20 млрд рублей – только старт этой работы. Более того, это полномочия, которые относятся к числу региональных и муниципальных. Но мы приняли решение выделить и федеральное финансирование, чтобы вся эта программа заработала и совместными усилиями навести там порядок. В том числе с использованием метода софинансирования, когда должны соединяться деньги федеральные, региональные, муниципальные и, в случае необходимости, деньги граждан, если они посчитают это целесообразным.
Дмитрий Николаевич (Козак), пожалуйста, расскажите подробнее, как эта работа будет вестись в регионах и муниципальных образованиях.
Д.Козак: Цель этого проекта – не просто в 2017 году выполнить на 30 млрд рублей работы по благоустройству с учётом уровня финансирования из региональных и муниципальных бюджетов. 2017 год должен стать годом запуска в масштабах всей страны постоянно действующего механизма обеспечения комфортной среды во всех местах постоянного проживания граждан нашей страны.
Почему мы с федерального уровня начали этим заниматься? Сегодня вопросы благоустройства, формирования архитектурно-планировочной структуры, архитектурного облика городских и сельских поселений являются вопросами местного значения, то есть зоной ответственности органов местного самоуправления. К их полномочиям относятся также озеленение на территории общего пользования, правовое урегулирование требований к содержанию и внешнему облику объектов недвижимости, земельных участков, которые находятся в частном владении. Но, к сожалению, в силу различных причин, в том числе финансовых проблем, эти задачи не всегда в приоритете у органов местного самоуправления.
В силу исторических причин институт частной собственности на землю и объекты недвижимости у нас относительно молодой. Поэтому принцип, что собственность обязывает, который был известен ещё Древнему Риму, древнеримскому праву, не является повсеместным правилом для всех собственников – ни для бизнеса, ни для многих граждан нашей страны. И из-за расплывчатого федерального регулирования по этим вопросам возникает много споров между органами местного самоуправления, гражданами, предпринимателями. Судебная практика обычно шла по пути защиты прав частной собственности, исходя из того, что эстетический вид, архитектурный облик зданий, земельных участков – это исключительно частное дело, хотя это и противоречит мировой практике. Очевидно, что внешний архитектурный облик зданий, сооружений – во всяком случае той части, которая обращена к общественному пространству, – представляет общественный интерес.
В силу этого было принято решение реализовать такой масштабный проект, запустить этот механизм. В настоящее время в соответствии с постановлением, которое было утверждено Правительством Российской Федерации, установлены условия получения субсидий из федерального бюджета, тех самых 20 млрд рублей, на условиях софинансирования из федерального бюджета муниципальных программ. Это сложный механизм, мы через два уровня бюджетной системы должны довести деньги до муниципальных образований и поселений и добиться выполнения тех условий, на которых предоставляются субсидии. В соответствии с этими условиями муниципалитеты, субъекты Российской Федерации должны организовать работу таким образом, чтобы все муниципалитеты с численностью жителей свыше тысячи человек утвердили пятилетние программы, которые должны предусматривать в период до 2022 года благоустройство всех территорий общего пользования, всего общественного пространства, а также дворовых территорий всех многоквартирных жилых домов.
Также органы местного самоуправления должны утвердить обновлённые актуализированные правила благоустройства. Нам ещё раз придётся, наверное, подправить федеральное законодательство, с тем чтобы более чётко определить полномочия органов местного самоуправления. Должны быть утверждены правила благоустройства, которые выдвигают прежде требования к частным собственникам объектов недвижимости, земельных участков по их надлежащему содержанию. В этот период (также согласно условиям предоставления этой субсидии) органы местного самоуправления должны заключить соглашения со всеми юридическими лицами – владельцами частной собственности, с тем чтобы те взяли на себя обязательства выполнить соответствующие правила благоустройства до 2020 года и благоустроить свои земельные участки, здания, сооружения, которыми они владеют.
Наконец, очень важно, что согласно условиям предоставления субсидий проекты благоустройства общественных пространств подлежат обязательному обсуждению с жителями прилегающих территорий, а также с юридическими лицами, заинтересованными в благоустройстве этих территорий.
Должны быть обсуждены и решения о проекте благоустройства. Проект благоустройства должен быть принят и утверждён только с учётом этого обсуждения. Кроме того, все дворовые территории подлежат включению в адресный перечень, который предусмотрен программой, исключительно по решению заинтересованных лиц – это собственники жилых помещений в многоквартирных домах и иные собственники (часто дворовые территории образуют не только многоквартирные дома, но и фабрики, заводы, другие общественные, деловые здания). Все должны принять участие в обсуждении проекта благоустройства дворовой территории, принять решение о выполнении при необходимости не только обязательных работ – это ремонт дворовых проездов, освещение, установка урн, скамеек, но и дополнительных работ: спортивные площадки, стоянки автомобилей, детские площадки.
Это те элементы благоустройства, которые могут быть созданы при долевом участии граждан, заинтересованных лиц и местных бюджетов. Этот процесс необходимо мониторить – как пойдёт реализация этой программы в 2017 году. Если это пойдёт эффективно, то в бюджете на 2018–2020 годы необходимо будет предусмотреть дополнительные средства, чтобы поддержать муниципалитеты в реализации этих задач.
Д.Медведев: Я считаю, что этот проект по дворам с точки зрения социальной значимости не менее важный и резонансный, чем, например, строительство детских садов или школ, потому что это и есть среда обитания. Люди каждый день приходят во двор, общаются, встречаются, гуляют, и поэтому нужно всё, что запланировано, сделать. Что же касается необходимости консультаций с общественностью, с самими жильцами, то это тоже очень важный элемент этой работы. Нужно, чтобы региональные руководители обязательно обращали на это внимание. Нам не нужна ситуация, когда что-то делают, а люди потом недовольны, говорят: мы и не хотели ничего подобного, взяли, деньги истратили, и никто этим не пользуется. Поэтому это должен быть постоянный процесс консультаций между региональными властями, органами местного самоуправления и представителями жильцов, самими жильцами, которые в этих домах живут. Эту работу нужно обязательно наладить.
И ещё один вопрос, он связан с охраной лесов от пожаров. Мною подписано два постановления, для того чтобы повысить управляемость ситуацией с пожарами, тем более что они для нашей страны не редкость, каждый год так или иначе это происходит.
Первый документ предусматривает создание координационных штабов по тушению. Формируется штаб на федеральном уровне, штабы в округах, куда входят уполномоченные структуры и заседания которых проводятся регулярно, не менее одного раза в неделю. И целый ряд других координационных структур устанавливается.
И второе постановление предусматривает единую форму сводного плана по такой работе, включая учёт имеющейся спецтехники. Как правило, самая сложная задача – быстро перебросить специальную технику из одного места в другое с учётом масштаба нашей страны, чтобы принять меры, пока бедствие ещё не приобрело межрегиональный характер.
Александр Геннадьевич (Хлопонин), как эти документы будут работать?
А.Хлопонин: На сегодняшний день подготовка к пожароопасному сезону уже началась и идёт полным ходом. Два постановления, которые Вы подписали, позволяют повысить эффективность тех мероприятий, которые мы проводим в части подготовки к тушению лесных пожаров.
На территории Российской Федерации около 1 млрд 184 млн га земель лесного фонда. По итогам 2016 года было 10,9 тыс. пожаров, которые затронули 2 млн 400 тыс. га лесов.
Первое постановление позволяет усилить координацию. Создаётся так называемый федеральный штаб на уровне федерального центра, а также федеральные штабы на уровне округов и региональные штабы.
У нас пожароопасный сезон начинается с апреля и заканчивается в октябре. В этот период штабы на уровне федерального центра и округов, а также регионов должны собираться на реже одного раза в неделю, а при необходимости и каждый день, в случае возникновения пожароопасной ситуации, и решать оперативные задачи по переброске техники и координации деятельности и региональных властей, и на уровне округов.
Самые пожароопасные территории по прошлому году были Сибирь и Дальний Восток, и, к сожалению, зачастую возникает ситуация, когда пожары перебрасываются с одного субъекта Российской Федерации на другой. Здесь требуется очень серьёзная координация и взаимодействие всех необходимых структур. Сегодня как минимум четыре федеральных ведомства в той или иной степени имеют полномочия в части тушения пожаров: Рослесхоз, МЧС, Министерство обороны и Минприроды. Создание таких штабов и оперативная координация по действиям позволит нам значительно улучшить систему взаимодействия и переброски техники.
Что касается второго постановления, оно очень важно с точки зрения установления единой формы сводных планов, или, как это ещё называется, паспортов готовности. Не каждый субъект в самостоятельном порядке будет принимать форму этого сводного плана и заполнять его как они считают нужным, а будет единая форма, установленная в электронном виде. Также мы будем чётко определять количество техники, необходимой для проведения оперативных мероприятий. Плюс к этому в текущем году мы будем устанавливать систему «ГЛОНАСС» на всю технику, которая будет задействована в мероприятиях по тушению пожаров. Это позволит нам ещё лучше работать в этот пожароопасный период, с апреля по октябрь.
С 1 марта 2017 года вступает в силу ещё одно постановление Правительства – об изменении правил пожарной безопасности и правил противопожарного режима. Мы фактически этим постановлением максимально расширили круг лиц, которые будут отвечать за противопожарное состояние прилегающих к лесу земель. В него вошли собственники, арендаторы, юридические и физические лица – все они будут нести ответственность за 10-метровую зону, прилегающую к лесам, и приведение её в соответствие с теми стандартами, которые будут установлены в том числе согласно этому сводному плану. Поэтому надеюсь, что это в значительной степени облегчит нашу работу в этом году.
Д.Медведев: Но никакие планы не заменят постоянной готовности. Надо, чтобы руководители регионов, руководители муниципальных образований чётко понимали, что и как делать при возникновении подобного рода ситуаций, от которых, естественно, никто не застрахован. Нужно, чтобы они все в тонусе были. Следите за этим.