Выступление Александра Галушки на коллегии Минвостокразвития и Генпрокуратуры РФ

Стенограмма выступления Александра Галушки на совместной коллегии Минвостокразвития и Генпрокуратуры России

 29 июня 2017 года, г. Хабаровск

Александр Галушка: Уважаемый Юрий Яковлевич! Уважаемый Юрий Петрович! Уважаемые участники совместного заседания Коллегий Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока!

Сегодня мы в этом зале в третий раз проводим совместную коллегию Генеральной прокуратуры и Минвостокразвития и с уверенностью можем сказать, что данная совместная коллегия стала важнейшим инструментом развития Дальнего Востока.

Первое заседание мы провели по новым экономическим механизмам развития Дальнего Востока и те решения, которые были приняты, позволили этим механизмам качественно заработать.

На втором заседании мы обсудили актуальные вопросы развития рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока. По результатам была простимулирована подготовка необходимых нормативно-правовых актов, создана и эффективно заработала совместная рабочая группа по декриминализации и устранению конкретных избыточных административных барьеров в рыбной отрасли.

Предмет сегодняшней коллегии –  важнейший на современном этапе развития Дальнего Востока - защита прав инвесторов Дальнего Востока.

В основе государственной политики развития Дальнего Востока сформулированы определенные Президентом Российской Федерации в послании Федеральному Собранию задачи – создание не просто благоприятных условий инвестирования и ведения бизнеса на Дальнем Востоке, а конкурентных в сравнении с ключевыми центрами Азиатско-Тихоокеанского региона, нашими конкурентами. Для этого на федеральном уровне создана системная законодательная база, принято 15 новых федеральных законов, большинство из которых ориентированы на создание максимально конкурентоспособных с АТР условий для инвесторов. Это сложные и новаторские законы: закон о территориях опережающего развития, свободном порте Владивосток, «дальневосточном гектаре», электронной визе.

Хочу отметить, что мы динамично работаем в этом направлении. Вчера Совет Федерации одобрил еще два закона по развитию Дальнего Востока.

Первый - о снижении в Дальневосточном федеральном округе цен на электроэнергию до среднероссийского значения. Уже в этом году, причем с пересчетом с 1 января 2017 года, цена электроэнергии на Дальнем Востоке снизится до 3 рублей 71 коп. за 1 кВт*ч. Это означает, что цена на электричество для предприятий в Чукотском автономном округе снизится в 2,5 раза, в Республике Саха (Якутия) – в 1,7 раза, в Сахалинской области – на 37%, в Магаданской области - на 22%, в Камчатском крае - на 10% и далее не будет превышать среднероссийского уровня.

Второй закон, одобренный вчера Советом Федерации, расширяет территорию свободного порта Владивосток. В его состав вошел Углегорский район Сахалинской области, что позволит дополнительно привлечь в регион 65 млрд рублей частных инвестиций.

Оба федеральных закона поступили на подпись Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину.

В разработке у нас находятся такие законы, как закон об инвестиционном суде и налоговых соглашениях. Уже до конца этого года, в соответствии с планом законопроектной работы, планируется принять новые законы:

о целевых налоговых льготах инвесторам Дальнего Востока в объеме осуществляемых инвестиций в инфраструктуру для создаваемых производств;

об увеличении срока налоговых льгот инвесторам крупных инвестиционных проектов;

о введении единого налога для резидентов свободного порта Владивосток.

Подчеркну, принятые законы – заработали. Они дают конкретные результаты.

Со дня нашего совместного заседания 23 июня 2016 года количество инвестиционных проектов увеличилось с 372 до 673, объем привлеченных инвестиций - с 1,2трлн рублей  до 2,2 трлн рублей.

Это новые предприятия, новые заводы, новый бизнес на Дальнем Востоке со сроком запуска до 2025 года, потому что очевидно, что такой объем инвестиций сразу освоить невозможно.  Эти новые предприятия создают 100 тысяч новых рабочих мест, а значит, коллеги, очевидную жизненную перспективу, экономическую базу для притока населения на Дальнем Востоке России.

При этом, по 356 проектам на 1,1 трлн. рублей подписаны обязывающие соглашения с планами-графиками реализации инвестиционных проектов, а 71 проект на сумму 700 млрд рублей инвестиций уже находится в фазе строительно-монтажных работ.

За истекший период на Дальнем Востоке созданы новые территории опережающего развития.  Отмечу две из них. Это ТОР «Нефтехимический» и ТОР «Свободный», обеспечивающие крупнейшие в России проекты по нефте- и газохимии.  Создан ТОР «Николаевск» - для развития нашего города Николаевска-на-Амуре в Хабаровском крае.

Сегодня, когда эти новые законы, новые инструменты, новые механизмы и новые институты развития заработали, инвестиционные соглашения заключены, инвестиции привлечены – мы обязаны все это реализовать, довести до своего практического результата.

В этой связи решающее значение приобретает правоприменение, согласованная работа всех органов власти на создание новых предприятий.

Уважаемые коллеги! Что мы видим?

Мы видим, что государственная политика, сформулированная Президентом страны, воплощенная в новых федеральных законах, направлена на одно, а правоприменение, мягко выражаясь, на другое.

В июне на Петербургском международном экономическом форуме представлен Национальный рейтинг инвестиционного климата в российских регионах за 2017 год. Рейтинг формируется под патронатом Президента России на основе многомесячных многосторонних обследований каждого региона Российской Федерации и опросов самого бизнеса.

Только один дальневосточный регион – Хабаровский край – выполнил поручение Правительства Российской Федерации – вошел в первую половину рейтинга, поднявшись на 40-е место. Существенно улучшила свои позиции Амурская область, поднявшись вверх до 47-й позиции. Немного в рейтинге улучшила свои позиции Магаданская область.

Остальные регионы – в прямом смысле провалились.

Еврейская автономная область – упала на 24 позиции, Сахалин – на 17, Приморский край - на 13 позиций, Камчатка – на 11, Республика Саха (Якутия) – на 2 позиции.

Рейтинг показал, что ключевой негативный фактор инвестклимата на Дальнем Востоке – административное давление. Более того, рейтинг показал, что административное давление на Дальнем Востоке кратно выше среднероссийского.  Если среднероссийский уровень составляет порядка 10%, то в Дальневосточном федеральном округе это значение составляет 27 %, что является худшим среди всех федеральных округов. При этом в 6 регионах – Республике Саха (Якутия), Камчатском крае, Приморском крае, Хабаровском крае, Сахалинской области, Еврейской автономной области – динамика этого показателя ухудшилась в сравнении с 2016 годом. У этого административного давления – избыточного, самого высокого в стране – есть своя структура, есть свои антигерои.

По результатам опроса субъектов малого и среднего бизнеса Дальнего Востока при ответе на вопрос "Какие ведомства, по вашему мнению, создают максимальные административные барьеры для ведения предпринимательской деятельности?" 1 место заняла налоговая служба - так считают 35% предпринимателей. 2 место – Роспотребнадзор, 16,5%; 3 место – Россельхознадзор; 4 место – МЧС и 5 место – Министерство внутренних дел Российской Федерации – 9,5%.

На вопрос "Проводятся ли в вашем регионе "заказные проверки" только 5% ответило "Нет". На вопрос "каковы шансы, по вашему мнению, выиграть в суде дело у государственных органов", нет никаких шансов или очень низкие - так ответило 68% предпринимателей Дальнего Востока. Это показательная картина административного давления.

Лидеры понятны, фактор заказных проверок себя проявил, еще и в суде правды не добиться. Более того, половина наших инвесторов - резидентов территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток столкнулась с различными проверками со стороны контрольно-надзорных органов.

80% инвесторов осуществляли деятельность в качестве резидента менее 1 года, когда к ним пришли контрольно-надзорные органы. В отношении 17% инвесторов было проведено свыше 5 проверок, из них в отношении 7% - больше 10 проверок. В совокупности это более 420 проверок по 60 инвесторам.

В результате опроса было установлено прямое нарушение контрольно-надзорными органами Дальнего Востока норм федерального закона о территориях опережающего развития и свободного порта Владивосток – несогласованность этих проверок с Минвостокразвития. И такого рода самоуправство, конечно же, требует адекватного реагирования с нашей стороны, чем мы, вместе с прокуратурой, занимаемся.

В целом, о чем говорит такое положение дел? О том, что сегодня политика развития Дальнего Востока, которая формулируется Президентом страны, воплощается в федеральных законах, в целом ряде случаев игнорируется в работе контрольно-надзорных органов. А в некоторых ситуациях – прямо ей противоречит. Усилиям, направленным на победу в высококонкурентной борьбе за российских и иностранных инвесторов, противостоят усилия с непонятными мотивами как можно больше проверить инвесторов и предпринимателей.

В этой связи какие решения мы считаем необходимыми и предлагаем для исправления положения?

 Первое. В отношении плановых проверок.

Сегодня по решению Правительства Российской Федерации внедряется риск-ориентированный подход при организации и осуществлении контроля предпринимательской деятельности. Международный опыт показывает, что применение риск-ориентированного подхода позволяет сократить общее количество проверок от 30 до 90 процентов, а отдельные категории бизнеса и вовсе освободить от необходимости прохождения плановых проверок. Полноформатный переход на риск-ориентированную модель всех контрольно-надзорных органов в стране должен состояться в 2018 г.

Кроме того, по результатам рассмотрения вопроса о нарушении норм законодательства о согласовании планов проверок резидентов ТОР и свободного порта на нашей межведомственной рабочей группе, сформулировано решение сегодняшнего заседания коллеги - прокурорам регионов Дальнего Востока на постоянной основе вести контроль организации проверок резидентов по соблюдению требований, в том числе об обязательности согласования проверок с Минвостокразвития России; о соблюдении сроков проведения проверок; размещение обязательной информации в Едином реестре проверок.

Далее.

В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева совместно с Минэкономразвития России разработаны предложения о новой организации контрольно-надзорной деятельности в территориях опережающего развития. Её суть - в предоставлении возможности инвестору Дальнего Востока выбора между действующим режимом контроля и специальным. Специальный режим – это самостоятельная оценка инвестором соответствия контролируемых процессов установленным требованиям. Если он принимает на себя такие обязательства и заключает соглашение с Корпорацией развития Дальнего Востока – в его отношении плановые проверки проводиться не будут. В случае выявления нарушения инвестором контролируемых норм такой режим прекращается. Сегодня заместитель Министра экономического развития Российской Федерации доложит об этих предложениях подробнее.

Наша совместная позиция – Минвостокразвития и Минэкономразвития - в соответствии с поручением Председателя Правительства, завтра эти предложения в установленном порядке будут внесены на рассмотрение в Правительство Российской Федерации.

Это то, что касается плановых проверок.

Но главный риск бизнеса, и это тоже показывают опросы предпринимателей, внеплановые проверки. Их просто больше.

В этой связи второе предложение.

Мы считаем, что необходимы изменения в проведении внеплановых проверок до одного дня. Строго ограничить программу проверки, только в отношении факта, который является причиной для проведения внеплановой проверки. Дальнейшее расширение или продление проверки проводить только по согласованию с органами прокуратуры и только в случае выявления иных нарушений.

Третье. По опыту работы по развитию Дальнего Востока мы сегодня видим, что Генеральная прокуратура, органы прокуратуры на местах – безусловный лидер среди надзорных органов в вопросах защиты прав инвесторов и предпринимателей. Как уже отметил, созданная по итогам первого совместного заседания коллегий межведомственная рабочая группа, работает хорошо.

Уважаемый Юрий Яковлевич, хотел бы предложить и рассчитываю на Вашу поддержку, в качестве решения сегодняшнего заседания дать поручение данной рабочей группе на ежеквартальной основе рассматривать вопросы осуществления контрольно-надзорной деятельности на Дальнем Востоке и защиты прав инвесторов, законности и обоснованности тех проверок, которые проводятся.

Четвертое. Нужна полноценная персональная ответственность руководителей контрольно-надзорных органов. Предлагаем для всех контрольно-надзорных органов установить особую систему показателей эффективности, так называемый kpi, с оценкой эффективности проводимой контрольной работы, влияния на экономический рост региона или отрасли в этом регионе, нанесенный ущерб и порожденную упущенную экономическую выгоду.

Мы понимаем, что необоснованная или неоправданная задержка товара на таможне, заморозка оборотных средств предприятия или, что хуже, приостановка деятельности – это задержка заработных плат, снижение объемов производства, недополученный доход, недополученные налоги, а в ряде случаев - разорение с таким трудом созданных предприятий! А показательные, но неоправданные контрольно-надзорные мероприятия, широко освещаемые в СМИ – это уход инвестиций с Дальнего Востока в другие регионы и страны, наша, можно сказать, национальная упущенная выгода.

Необходимо и распространение на контрольно-надзорную работу оценки регулирующего воздействия. Этот институт в России состоялся, ему уже 7 лет, он применяется в отношении проверок нормативно-правовых актов, отработаны соответствующие методики и регламенты проведения такой оценки. Мы считаем вполне возможным распространить ее на деятельность контрольно-надзорных органов.

В результате естественным образом будет формироваться публичный рейтинг работы контрольно-надзорных органов Дальнего Востока. И было бы разумным рассмотреть вопрос о том, чтобы руководители органов, занявшие худшие три позиции рейтинга в каждом регионе, должны получать соответствующие изменения в своей карьере или увольнение.  А лучшие три – поощряться. Хороший мотивационный механизм. 

Полномочия полномочного представителя Президента Российской Федерации на Дальнем Востоке Юрия Петровича Трутнева, и полномочия Минвостокразвития России по координации деятельности территориальных федеральных органов исполнительной власти Дальнего Востока позволяют это практически реализовать.

Пятое. Я уже упомянул, что 68% опрошенных предпринимателей Дальнего Востока не видят для себя шансов доказать свою правоту в судебных спорах с контрольными органами. Для выравнивания этой явной ассиметричной ситуации было бы правильно реализовать ту задачу, которую Президент страны ставил в послании Федеральному Собранию и которая пока не реализована, а именно - наделить деловые объединения правом подавать иски в защиту интересов своих членов, а также в защиту интересов неограниченного круга лиц. В этом случае, в споре с контрольно-надзорными органами в суде предприниматель будет не один, а его интересы будет защищать, например, Торгово-промышленная палата Российской Федерации или общероссийское объединение «Опора России», «Деловая Россия».

Очевидно, тем более, понимая, что перспектива такого судебного рассмотрения будет на высоком уровне судебной системы, шансы выиграть дело будут намного больше. И это важное понимание также для работы контрольно-надзорных органов.

Уважаемые коллеги! Уже было упомянуто, что 5 июля в Правительстве Российской Федерации под председательством Дмитрия Анатольевича Медведева пройдет общее системное совещание о работе контрольно-надзорных органов. 7 сентября запланировано проведение Президиума Государственного совета во главе с Президентом Российской Федерации по вопросам развития Дальнего Востока. Мы уверены, что сегодняшнее обсуждение, наработки, которые будут сформированы по итогам совместного заседания Генпрокуратуры и Минвостокразвития, послужат хорошей основой для принятия решений главой государства и Правительством Российской Федерации.

Завершая свое выступление, хотел бы напомнить слова нашего Президента Владимира Владимировича Путина в главном программном документе года - Послании Федеральному Собранию: «Свобода предпринимательства – это такая же базовая консервативная ценность, как патриотизм, уважение к истории, традициям, культуре своей страны. Все мы хотим одного – блага России».

 

© МИНВОСТОКРАЗВИТИЯ России


Выступление Александра Галушки на коллегии Минвостокразвития и Генпрокуратуры РФ