Темпы развития Дальнего Востока, ход реализации проекта по выдаче бесплатных гектаров, строительство новых ТОР и качество жизни в округе обсудят на масштабном медиафоруме, который пройдет во Владивостоке с 8 по 10 июня. Участие в нем примут зампред правительства РФ Юрий Трутнев и дальневосточные губернаторы, в том числе глава Приамурья Александр Козлов.
МедиаСаммит задуман как площадка для обмена опытом между представителями медиасообщества, власти и бизнеса.
— Дальний Восток — регион больших возможностей и перспектив. СМИ исполняют важную роль в его развитии. От результатов их работы зависит как единство информационного пространства страны, так и эффективность взаимодействия власти и общества. Итоги форума окажут значительное влияние на формирование и поддержку социально ответственной журналистики Дальневосточного региона и Российской Федерации в целом, — отметил полпред президента в ДФО.
Планируется, что в этом году МедиаСаммит соберет в два раза больше участников, чем в прошлом. В списке приглашенных ведущие представители медиасообщества Дальнего Востока, эксперты, а также делегации иностранных журналистов. Собравшиеся обсудят последние тренды блогосферы, digital-маркетинг, фактчекинг, PR для стартапов, возможности социальных медиа и другие актуальные вопросы развития отрасли.
Первый МедиаСаммит прошел летом 2014 года по инициативе регионального отделения Союза журналистов России и администрации Приморского края.
В прошлом году после Восточного экономического форума мы подали заявку на получение статуса резидента ТОР Южная Якутия. Что в результате у нас произошло? Мы пересмотрели свои программы. И если первый этап инвестиционный, подразумевает собой вложение 25 миллиардов рублей в Южную Якутию и 28 миллиардов в Хабаровский край (это только первый этап, а второй этап еще больше), мы приняли решение второй этап реализовать быстрее, чем мы ранее планировали.
Генеральный директор компании-резидента
ТОР Южная Якутия «Колмар»
Сергей Цивилев
По словам инвестора, после создания новой ТОР появились и другие резиденты.
Наблюдательный совет некоммерческой организации «Фонд развития моногородов» утвердил важные изменения в Положение о содействии в подготовке и (или) участии некоммерческой организации «Фонд развития моногородов» в финансировании инвестиционных проектов в монопрофильных муниципальных образованиях Российской Федерации (моногородах).
Они касаются возможности участия в Фонда в финансировании инвестиционных проектов в моногородах при наличии только заключенного Фондом с субъектом Российской Федерации Генерального соглашения о сотрудничестве. В соответствии с новым документом наличие соглашения о софинансировании расходов субъекта по строительству и (или) реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов, с субъектом Российской Федерации, не требуется.
Минвостокразвития России и Минэкономразвития России совместно с другими федеральными органами власти разработают предложения по введению в ТОР специального режима осуществления контроля и надзора деятельности резидентов. Функции множества контрольно-надзорных ведомств будут переданы Корпорации развития Дальнего Востока. Такое решение поможет улучшить инвестиционный климат и условия ведения бизнеса, а также позволит снизить предпринимательские риски на территории ТОРов. Поручение об этом дано председателем Правительства России Дмитрием Медведевым по итогам совещания о предварительных результатах работы по созданию территорий опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке в 2015–2017 годах.
По мнению Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушки, для улучшения инвестиционного климата необходимо делать кардинальные шаги.
Данное решение – это следующий шаг в развитии исключительно комфортных условий по ведению бизнеса и реализации проектов на Дальнем Востоке. Вместо множества контролеров, прямо незаинтересованных в реализации инвестиционных проектов, функции по контролю будет выполнять одна структура – Корпорация по развитию Дальнего Востока. Корпорация напрямую заинтересована в том, чтобы все заявленные проекты, реализовались успешно. Это гарантия того, что она будет оказывать максимальное содействие и поддержку инвесторам. Важно, что как контролирующий орган она будет не наказывать, а стремиться решать проблему инвестора, предупреждать о возможном несоответствии, а главное - помогать ему успешно осуществлять проект.
Министр Российской Федерации по развития Дальнего Востока
Александр Галушка
Уже сегодня Корпорация развития Дальнего Востока выступает в роли «одного окна» для резидентов ТОР. Так, в случае возникновения у инвестора спора с контрольными органами Корпорация развития может подать иск в защиту его интересов.
«Миссия Корпорации нами спокойно и просто сформулирована в том, что мы должны создать комфортные условия для развития бизнеса на Дальнем Востоке, и сделать их конкурентными по отношению к нашим соседям в других регионах и в первую очередь за рубежом. Для этого мы реализуем две простые цели. Мы должны добиться реализации всех заявленных инвестиционных проектов, а также построить все объекты инфраструктуры, которые им для этого необходимы», – подчеркнул генеральный директор Корпорации развития Дальнего Востока Денис Тихонов.
Как отметил Председатель Правительства России Дмитрий Медведев, необходимо укреплять доверие инвесторов.
«Инвестиции на Дальнем Востоке – довольно сложная тема, иначе бы мы вообще эту модель ТОР, наверное, не придумали и не предложили, потому что, скажем честно, инвестировать в Москве или в Подмосковье – это одно, а инвестировать на Дальнем Востоке – это совершенно другое», – резюмировал премьер.
По словам главы Правительства России, «для инвесторов в регионе существует не только набор преимуществ, но и определённые риски».
Это и большие расстояния, и население, которое, к сожалению, там не такое значительное, как хотелось бы, и, как следствие, низкий спрос. При этом конкурировать приходится (я хотел бы отдельно и специально это подчеркнуть) с наиболее динамично развивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона. И именно на них мы должны ориентироваться, договариваясь при планировании экспортных стратегий. Компаниям, которые зашли в территории, важно оказывать всестороннюю поддержку. Это и задача институтов развития Дальнего Востока – сделать так, чтобы инвесторы избежали вакуума в администрировании, в хозяйственном плане. Это касается и подготовки кадров, и доступа к кредитам, и консультаций, и поддержки всех этих инвестиций в режиме единого окна.
Премьер-министр
Дмитрий Медведев
Все эти вопросы обсуждались на совещании, прошедшем 5 мая под руководством Председателя Правительства Дмитрия Медведева. В мероприятии приняли участие заместители председателя Правительства, главы министерств, губернаторы всех регионов Дальнего Востока, представители компаний-резидентов ТОР.
Инвестиции, привлеченные на Дальний Восток с помощью инструментов развития – ТОР, Свободного порта Владивосток, целевой поддержки инвестиционных проектов - будут увеличены почти в два раза, сообщил Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка на заседании коллегии Министерства, посвященной подведению итогов года.
Новые инвестиции будут привлекаться на постоянной основе. Так до конца 2017 года мы рассчитываем выйти на объем привлеченных инвестиций в 4 трлн рублей.
Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока
Александр Галушка
По его словам, «уже сейчас на Дальний Восток привлечено 2,3 трлн рублей инвестиций, большая часть из которых – 2,2 трлн рублей – частные».
Для привлечения инвесторов и формирования благоприятного инвестиционного климата, по мнению Министра, на Дальнем Востоке должны быть созданы конкурентоспособные условия инвестирования и ведения бизнеса.
«Дальний Восток граничит с самым динамично развивающимся регионом мира – Азиатско-Тихоокеанским регионом. Нам важно конвертировать эту экономическую мощь в подъем наших дальневосточных территорий», - отметил глава Минвостокразвития России.
Напомним, вопросы развития Дальнего Востока, в том числе итоги 2016 года и перспективы на 2017 год обсуждались в Москве на заседании коллегии Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока.
В мероприятии приняли участие главы субъектов Дальнего Востока, члены Коллегии Минвостокразвития России, представители органов федеральной и региональной власти, депутатского корпуса и общественности.
В четверг, 18 мая, состоялась итоговая Коллегия «Об итогах деятельности Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока в 2016 году и задачах на 2017 год». С докладами выступили вице-премьер – полпред Президента России в ДФО Юрий Трутнев и Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.
На коллегию пришли представители органов федеральной и региональной власти, депутатского корпуса и общественности.
Участники заседания обсудили итоги работы Министерства за отчетный период, создание на Дальнем Востоке территорий опережающего развития, государственную поддержку значимых инвестпроектов, привлечение инвесторов в Свободный порт Владивосток, реализацию программы «Дальневосточный гектар», подготовку к предстоящему Восточному экономическому форуму и многое другое.
В ближайшие три года будет запущено более 280 предприятий, которые создают 34 тысячи новых рабочих мест. Об этом сообщил Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка на заседании коллегии Министерства, посвященной подведению итогов года.
Наша безусловная задача обеспечить эти предприятия инфраструктурой вовремя и с минимальными затратами бюджетных ресурсов. Сегодня на Дальнем Востоке, прежде всего усилиями Корпорации развития Дальнего Востока, создается более 100 таких объектов. Это 350 км дорог, 550 км линий электропередач, 170 км линий водо-, тепло- и газоснабжения. 30 объектов инфраструктуры уже строятся. По 35 завершается проектирование. По 44 проектная деятельность в активной стадии.
Министр Российской Федерации по равитию Дальнего Востока
Александр Галушка
Министр напомнил, что год назад таких масштабов строительства не было в планах.
«Мы будем и дальше наращивать темпы, исходя из потребности инвесторов, которые приходят работать на Дальний Восток. Это обязанность государства, - почеркнул Александр Галушка. - В федеральном бюджете на эти цели предусмотрено 56 млрд рублей бюджетных ассигнований, что в два раза больше по сравнению с суммами ассигнования в 2014-2016 годах».
Напомним, вопросы развития Дальнего Востока, в том числе итоги 2016 года и перспективы на 2017 год обсуждались в Москве на заседании коллегии Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока.
В мероприятии приняли участие главы субъектов Дальнего Востока, члены Коллегии Минвостокразвития России, представители органов федеральной и региональной власти, депутатского корпуса и общественности.
Минвостокразвития России разрабатывает предложения по расширению перечня преференций для инвесторов на Дальнем Востоке. Об этом сообщил Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка на заседании коллегии Министерства, посвященной подведению итогов года.
Дано соответствующее поручение Председателя Правительства России Министерству подготовить предложения по усилению преференциальных режимов, с учетом реального развития подобных инструментов, которые сегодня фактически складываются в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Работу эту, конечно, нужно проводить на постоянной основе.
Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока
Александр Галушка
По мнению главы Минвостокразвития России, с точки зрения привлечения новых инвестиций важно быть конкурентоспособными, обеспечивать это соответствующими законами и режимами.
Напомним, вопросы развития Дальнего Востока, в том числе итоги 2016 года и перспективы на 2017 год обсуждались в Москве на заседании коллегии Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока.
В мероприятии приняли участие главы субъектов Дальнего Востока, члены Коллегии Минвостокразвития России, представители органов федеральной и региональной власти, депутатского корпуса и общественности.
Дефицит ресурсов для развития — пожалуй, одна из самых типичных проблем городов постсоветского пространства. Привлечение федеральных целевых средств или частных инвестиций, стимулирование роста малого бизнеса, внутреннего туризма и человеческого капитала — все эти очевидные решения не срабатывают, потому что небольшие муниципалитеты, теряя креативных жителей и деградируя, становятся мало кому интересными, а значит, попадают в замкнутый круг.
Между тем скрытый ресурс есть у любого города: энергия жителей, социальные связи и сообщества. Сегодня данное утверждение уже даже не гипотеза, а признанный факт. Чтобы узнать, какие игроки заинтересованы в объединении и во что способна воплотиться инициатива активистов, оправляемся в Воткинск. Один из старейших городов Урала в скором времени может снискать славу перспективного моногорода России, стать пилотной площадкой для проектов Академии наук и привлекать инвестиции через сеть послов города.
Александр Фонарев, руководитель группы компаний «Челси» (Воткинск)
Справка
Семь лет назад Александр Фонарев возглавил группу активистов и преобразил Березовский залив. Еще через три года инициировал оживление леса и создал фонд «Бюро добрых дел». В 2017 г. фонд стал организатором форума, объединившего более 200 жителей. Личная цель: применить опыт по преображению микрорайона во всем городе.
- Однажды я проходил мимо заброшенного места детства, где была небольшая лодочная станция, — и захотел изменить его судьбу. Сначала я просто срезал склон и завез чистый песок с Камы. Все делал за свои деньги. Со временем понял, что содержание объекта должно быть самоокупаемым, поэтому открыл небольшой ресторан. Очень скоро «Остров» стал магнитом для местных жителей. Я видел вокруг счастливых людей, и меня уже было не остановить.
Поскольку стали появляться те, кто был готов включаться и помогать в том числе финансами, то вместе с командой мы решили создать фонд «Бюро добрых дел». Так мы объединили руководителей предприятий, бизнесменов и просто горожан — и сделали освещенную лыжную трассу в заброшенном лесу. Пространство ожило так, что в выходные там пора уже ставить светофоры. На ближайшем к нам склоне хотим теперь сделать скайпарк для начинающих горнолыжников. Кроме того, участок позволяет создать небольшую спа-зону для туристов.
За дамбой у нас может появиться еще один парк. В самой середине микрорайона находится музыкальная школа. Почему бы не пригласить сюда учителей с мировым именем, готовых курировать заведение? В итоге у нас получится единый комплекс. Это привлечет туристов на родину Петра Ильича Чайковского и поднимет экономику города. Когда нам официально передадут земельный участок (возможно, по инвестиционному соглашению, то есть на какое-то время без аренды — из-за высокой социальной значимости), мы сможем заказывать дорогие проекты.
Сегодня своими действиями и народным признанием мы завоевали доверие властей. Нас вдохновляют российские и мировые эксперты. Известный голландский архитектор Кейс Донкерс, например, совершенно бесплатно передает свой опыт и активно участвует в развитии Воткинска. Нельзя сказать, что он в свое время работал с совершенно другой средой в городе Эйндховене. В начале 1990-х гг. ситуация там очень походила на нашу: безработица, рост преступности и отток молодежи в Амстердам. Но вместе с командой ему удалось превратить город в жемчужину Нидерландов. Помощь нам он называет своей миссией и сейчас даже занялся поиском инвестора. Мы были у него в гостях и видели своими глазами, как преобразился Эйндховен. Кроме того, мы благодарны сообществу «Живые города», которое берет на себя роль модератора и становится связующим звеном между экспертами, бизнесом, властью и горожанами.
Александр Старков, руководитель исполнительного комитета всероссийского сообщества «Живые города»
Справка
Сообщество «Живые города» появилось в 2015 г. как объединение экспертов и практиков с сфере городского развития. Чтобы внедрять технологии оживления территорий, был создан исполнительный комитет, работу которого спонсирует попечительский совет. Города берут на себя лишь накладные расходы. Инициатива получила признание многих партнеров: от Всероссийского совета местного самоуправления и Общероссийского конгресса муниципальных образований до Общественной палаты и Государственной думы Российской Федерации. Также в сообществе сформированы сетевые проекты, позволяющие получить все возможные бонусы от экономики сотрудничества. Главная цель: оживление 1000 российских городов к 2035 г.
- Термин «оживление города» родился на форуме «Живых городов» в Ижевске. В этом понятии соединились мнения большого количества экспертов. Есть эмоциональные объяснения: оживленный город — такой, в котором приятно жить и в который хочется возвращаться. В целом мы понимаем, что живой город — это самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, адаптирующаяся к реальности, имеющая и раскрывающая свой потенциал. Одним из путей оживления города является обучение населения и властей (администрации) использовать те ресурсы, которые они прежде не замечали, например, горожан и связей между ними.
Обратите внимание, с какой легкостью люди собираются по негативным поводам: прорвало трубы — в городе тысячный пикет. Но чтобы устроить субботник затрачиваются невероятные усилия, а людей приходит в разы меньше. Поэтому первой задачей «оживителей» становится формирование городской коммуникации, выстраивание политики, которая помогает вовлекать людей в обмен идеями и планами на будущее. Для этого есть вполне технические инструменты, и в Воткинске мы используем один из них. На форуме, или так называемой установочной сессии, начинается знакомство горожан друг с другом и их объединение. Эксперты представляют жителям вдохновляющие кейсы из других городов. Обратите внимание на то, что сообщество «Живые города» готово помогать и настраивать каналы коммуникации, организовывая и обучая соответствующих специалистов.
Но, как известно, нет пророка в своем отечестве. Если процесс объединения начнет администрация, на нее посмотрят с подозрением, на бизнес тем более, кого-то из горожан вообще не заметят. Зато когда эту функцию выполняет кто-то со стороны, к кому есть доверие, то появляются шансы на успех. Поэтому-то мы и не берем гонораров: чтобы не сложилось впечатление, будто игра идет в одни ворота. В результате из не связанных между собой «оживителей» должен появиться коллективный субъект, способный принимать решения или влиять на их принятие.
Для этого, например, в Воткинске, после форума мы запустили три направления. Первое: поддержка внутригородской коммуникации через онлайн-ресурсы. Второе: реальные встречи с местными профессионалами, позволяющие озвучивать разные точки зрения и расширять связи между людьми. Третье и, пожалуй, самое сложное: «перекодирование» жителей в активных горожан, которые бы участвовали в проектной деятельности и чувствовали свою ответственность за территорию. Мы считаем, что Воткинск наряду с еще тремя городами (Ижевск, Урай и Челябинск) уже встал на путь оживления. Сейчас мы планируем события в других 50 городах.
Кейс Донкерс, архитектор и дизайнер городской среды, основатель Центра развития архитектуры города Эйндховена (Голландия)
Справка
В 1990-х гг. Кейс Докерс активно участвовал в трансформации Эйндховена. Изменения он начал с собственного дома, купленного в местечке Белая Деревня. Вместо того чтобы красить его дом в одиночку, он предложил совместно с соседями создать фонд для покраски домов в один оттенок белого. В результате этот социальный проект стал известен на всю страну. Кейс Докерс верит в силу горожан и международного сотрудничества. Своей миссией считает личное участие в судьбе Воткинска и других российских городов. Вдохновляет становиться не просто активистами, а активаторами, зажигающими и объединяющими людей вокруг себя.
- Мой родной город Эйндховен вырос вокруг завода, выпускающего моторы для компании Philips. Когда производство было переведено за границу, многие горожане остались без работы. Хотя мы и потеряли завод, но интеллектуальный потенциал все еще был в городе. Эти люди и молодежь стали частью новой идентификации. Эйндховен сменил имидж: с промышленного на думающий город. Благодаря лояльности властей и активности самих жителей нам удалось открыть производство микрочипов и начать научные разработки для других предприятий. Постепенно город ожил. Потребовалось более десяти лет. Похожий элемент идентичности, то есть интеллектуальное и образованное население, есть и в Воткинске. Стоит помнить также о силе социальных проектов. От этого и надо отталкиваться в поисках путей развития города.
Преображение Эйндховена, к слову, началось с объединения разных голосов города: был создан городской совет, где обсуждались общие проблемы. Я тоже вошел в его состав, уже успев реализовать несколько социальных проектов. Наш мэр, очень мудрый человек, предложил мне и другим активным молодым людям быть в администрации не только в качестве волонтеров, но и работать в департаменте дизайна. В городском совете мы занимались реновацией и перепрофилированием промышленных пространств. На площадях лампового завода Philips открыли муниципальную библиотеку, Академию дизайна и торговые зоны.
Чтобы молодежь не уезжала из Эйндховена, уговорили власти не сносить старое здание церкви, а передать его дизайнерам для открытия коворкинга. После окончания Академии дизайна четверо студентов начали там свои стартапы и представили работы на Голландской неделе дизайна. Они прославились на всю страну. Через пару лет событие мирового масштаба начало проходить не в Амстердаме, а в нашем городе. Так Эйндховен стал местом притяжения для дизайнеров. Важно подключать именно молодежь, за которой будущее. Европейские и российские студенты сейчас уже мало чем отличаются. Но нашим легче найти развивающие пространства для позитивного общения. Как я понял, именно таких мест вам и не хватает.
Но то, что сегодня происходит в Воткинске, — это уже замечательно. Изменения могут начаться даже с одного активатора. В Европе есть целая сеть «Города в изменениях», где развитие начинается именно с людей. Также важную роль может сыграть и международное сотрудничество, начало которому уже положено.
Владимир Перевозчиков, глава муниципального образования «Город Воткинск»
Справка
Владимир Перевозчиков пять лет стоит у руля Воткинска. Он обучался в Сколково по программе поддержки моногородов. Главная цель: остановить отток молодежи, повысить уровень благоустройства и расширить рекреации для сферы услуг.
- Наследие советских времен, когда за народ думало руководство, мешает привлекать население к обустройству среды. Молодежь не доверяет власти. Чтобы изменить ситуацию, мы проводим и молодежные форумы, и неформальные встречи. Пока, правда, предложения носят потребительский оттенок. Важно, чтобы это «хочу» трансформировалось в сотрудничество. Я убежден, что добиться этого можно только реальными действиями.
Например, когда мы решали, как в дальнейшем следует благоустроить Березовский залив, рассматривалось два предложения: создать парк Чайковского или построить малоэтажные здания с частичным обустройством. Инвестор был готов в течение двух лет закончить все работы. «Бюро добрых дел» предложило провести опрос населения. Мы поддержали инициативу и согласились с решением горожан создать парк. Сейчас рассматриваем варианты передачи инвестору земельного участка с обременением.
Кроме того, Александр Фонарев предложил и другие инвестиционные проекты для развития туризма и спорта. Мы подписали соглашение и меморандум о неизменной политике в течение десяти лет. Но этого недостаточно, надо решать, как в рамках законодательства передать на определенный срок земельные участки. Хочется все сделать в кратчайшие сроки. И здесь важно показать готовность к содействию и гарантии возврата средств.
Иван Носков, помощник главного архитектора Российской Академии наук, эксперт по вопросам градостроительства (Москва)
Справка
Любимые цитаты Юрия Платонова: «Высшая цель градостроителя — помочь городу быть самим собой»; «Ключ к успеху — персональная ответственность». Главная цель: создать универсальную модель для решения проблем моногородов.
- Методов вовлечения горожан в решение градостроительных вопросов достаточно. В основном они все электронные. Пример Москвы показал, что публичные слушания — хорошо работающий инструмент. В масштабах Воткинска он может стать еще более эффективным. Важно, чтобы развитие города происходило в рамках общей концепции, чтобы люди понимали, чем они будут заниматься через пять лет. Зачастую у муниципалитетов нет для этого ни специалистов, ни компетенций.
Сейчас мы начинаем работу с Воткинском не по заказу администрации, а по распоряжению президента, который поручил разработать модель для решения проблем моногородов на конкретном примере. Концепция начинается с образа. Затем технические разработки превращаются в конкретные параметры, с помощью которых идет поиск инвесторов. Пообщавшись с администрацией и инициативной группой, мы приняли решение, что «зажимаем» свои коммерческие интересы, администрация помогает ресурсами, а «Бюро добрых дел» берет на себя накладные расходы.
Чтобы реализацию концепции профинансировали на федеральном уровне, необходимо показать хорошо продуманную программу действий. По сути, перед организациями вроде «Фонда развития моногородов» и другими программами и так стоят подобные задачи. И они готовы финансировать четкие и проработанные на местном уровне механизмы. Когда мы понимаем, что город «заболел» (а по Воткинску это видно: рушится экосистема, деградирует лес, увеличивается шашечная застройка с нарушением технологий, плачевное состояние сетей и так далее), для помощи ему требуется оперативность и сплоченность. Меценаты вкладывают свои деньги в оздоровление среды, чтобы она стала рентабельной, и это правильно.
Автор: Ольга Гришина
К развитию Дальнего Востока применяется комплексный подход. За последние несколько лет принято более десятка законов, улучшающих инвестиционный климат в макрорегионе. Более того, в 27 госпрограммах разрабатываются специальные «дальневосточные разделы», направленные на улучшение качества жизни населения на этих территориях.
Член Совета Федерации
Ростислав Гольдштейн
Первая автоматизированная система поддержки инвестиционных проектов Дальнего Восток заработала в России. Об этом заявил Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка в ходе встречи с журналистами сегодня, 15 мая, в Пекине.
Программа предусматривает создание для каждого инвестора личного кабинета. В тоже время сотрудники всех задействованных ведомств в режиме реального времени смогут получать информацию о дорожных картах проектов.
В мае мы запустили работу единой информационной системы поддержки инвестиционных проектов. Инвестору больше не нужно никуда ходить для того, чтобы узнать какую-либо информацию - все проекты собраны в одном месте.
Министр РФ по развитию Дальнего Востока
Александр Галушка
Александр Галушка уточнил, что сегодня в систему заведено 600 инвестиционных проектов, которые реализуются на территории Дальнего Востока.
"Система поможет оперативно решать насущные вопросы инвесторов в режиме онлайн. У меня она также установлена и в онлайн режиме я могу увидеть на каком этапе находится тот или иной проект. если вижу задержки на муниципальном или региональном уровне , могу реагировать на них на федеральном", - заявил глава Минвостокразвития России.
© ТОР «Белогорск»: http://tor.belogorck.ru/
В Пекине Владимир Путин выступил на церемонии открытия Международного форума «Один пояс, один путь».
Президент России прибыл в Китай с двухдневным рабочим визитом.
В работе форума, проходящего в столице Китайской Народной Республики, принимают участие главы ряда государств и правительств, руководители крупных международных организаций, в частности высшее руководство 28 стран, Генеральный секретарь Организации Объединённых Наций Антониу Гутерреш, директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард, президент Всемирного банка Джим Ён Ким. Общее число участников форума превышает 1000 человек.
* * *
Выступление на Международном форуме «Один пояс, один путь»
В.Путин: Уважаемый господин Председатель Си Цзиньпин! Уважаемые главы государств, правительств! Коллеги, дамы и господа!
Для меня большая честь принять участие в церемонии открытия Международного форума «Один пояс, один путь». О планах провести столь представительное мероприятие Председатель Си Цзиньпин проинформировал нас ещё в сентябре прошлого года на российско-китайском саммите в Ханчжоу, и мы, безусловно, сразу поддержали это начинание.
Идеи были высказаны ещё раньше. Безусловно, эти планы дают возможности в широком формате обсудить будущее огромного Евразийского континента. Наш континент – это родина великих цивилизаций. Народы с разными культурами и традициями веками жили рядом друг с другом, торговали.
Легендарный Шёлковый путь, соединявший практически всю Евразию, как известно, шёл от оазиса к оазису, от колодца к колодцу, а в знаменитой китайской «Книге перемен» с её богатым, ярким языком колодец – это образ, символизирующий источник жизненной силы, вокруг которого строится общение людей, рождается доверие, возникают связи, дружба.
Этот исторический опыт сотрудничества и человеческого взаимопонимания важен для нас и в XXI веке, когда мир сталкивается с очень серьёзными проблемами и вызовами. Многие прежние модели и факторы экономического развития практически исчерпаны.
Во многих странах кризис переживает концепция «социального государства», сложившаяся в XX веке. Сегодня она не только не способна обеспечить устойчивый рост благосостояния, но порой и удерживать его на прежнем уровне.
Всё более очевидны риски фрагментации глобального экономического и технологического пространства. Протекционизм становится нормой, а его скрытой формой являются односторонние нелегитимные ограничения, в том числе на поставку и распространение технологий. Идеи открытости, свободы торговли сегодня всё чаще отвергаются, причём часто теми, кто совсем недавно выступал их поборником.
Дисбалансы в социально-экономическом развитии, кризис прежней модели глобализации ведут к негативным последствиям для отношений между государствами, для международной безопасности.
Бедность, социальная неустроенность, колоссальный разрыв в уровне развития стран и регионов порождают питательную среду для международного терроризма, экстремизма, незаконной миграции.
Мы не справимся с этими вызовами, если не преодолеем стагнацию, застой в глобальном экономическом развитии.
Не будем забывать и о тех угрозах, которые несут региональные конфликты; зоны застарелого противоречия сохраняются в очень многих местах в Евразии. Чтобы развязать эти узлы, следует прежде всего отказаться от воинственной риторики, взаимных обвинений и упрёков, которые лишь усугубляют ситуацию. Да и в целом в логике старых подходов нельзя решать ни одну из современных проблем. Нужны свежие, свободные от стереотипов идеи.
Убеждён, Евразия способна выработать и предложить содержательную и позитивную повестку. Это касается обеспечения безопасности, развития отношений между государствами, организации экономики, социальной сферы, систем управления, поисков новых драйверов роста.
Мы должны показать мировому сообществу пример совместного, новаторского конструктивного будущего, основанного на справедливости, равноправии, уважении национального суверенитета, на нормах международного права и незыблемых принципах Организации Объединённых Наций.
Однако, чтобы реализовать такую повестку, мало только желания и воли. Требуются реальные инструменты такого взаимодействия. И создать их можно именно в рамках интеграции. Сегодня в Евразии активно развиваются многообразные интеграционные проекты. Мы поддерживаем их и заинтересованы в том, чтобы они успешно продвигались.
Многие знают, что Россия вместе с партнёрами строит Евразийский экономический союз. У нас в ЕАЭС близкие взгляды на развитие евразийской интеграции, и для нас очень важно, что лидеры Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана участвуют в работе данного форума.
Мы приветствуем инициативу Китайской Народной Республики «Один пояс, один путь». Выдвигая эту инициативу, Председатель Си Цзиньпин продемонстрировал пример творческого подхода к развитию интеграции в энергетике, инфраструктуре, транспорте, промышленности, в гуманитарном сотрудничестве, о чём только что было подробно рассказано.
Считаю, что сложение потенциалов таких интеграционных форматов, как ЕАЭС, «Один пояс, один путь», Шанхайская организация сотрудничества, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии способно стать основой для формирования большого евразийского партнёрства. Именно с таким подходом мы считаем возможным рассматривать повестку дня, предложенную сегодня Китайской Народной Республикой.
Приветствовали бы участие европейских коллег, конечно же, государств Евросоюза в таком партнёрстве. В этом случае оно станет действительно гармоничным, сбалансированным и всеобъемлющим, позволит реализовать уникальный шанс создать единое пространство сотрудничества от Атлантики до Тихого океана – по сути, впервые за всю историю.
Уважаемые коллеги!
Уже сегодня стратегию развития большого евразийского партнёрства важно наполнять конкретными делами. Так, мы можем поставить амбициозную цель сделать движение товаров на евразийском пространстве самым быстрым, удобным, необременительным. Только что в своём выступлении Председатель Си Цзиньпин говорил о том, как разбюрокрачиваются соответствующие товарные потоки между Китайской Народной Республикой и Казахстаном. Мы наблюдаем это и по другим направлениям.
Конечно, с наименьшими административными издержками на базе самых передовых логистических технологий работать легче и эффективнее. Здесь можно опереться и на весомый, ценный багаж Всемирной торговой организации. В этой связи напомню, что в феврале 2017 года вступило в силу соглашение Всемирной торговой организации по снятию барьеров для движения товаров. Конечно, мы должны развивать эти соглашения и подготовить более продвинутое евразийское соглашение об упрощении процедур торговли.
Хочу также подчеркнуть: Россия готова не только торговать, но и инвестировать в создание на территории стран-партнёров совместных предприятий и новых производств, в развитие промышленной сборки, сбытовых и сервисных услуг.
Важно, чтобы предприниматели наших стран вместе зарабатывали и вместе добивались успеха, создавали конкурентоспособные технологические и производственные альянсы. Чтобы такая кооперация была эффективной, нужно двигаться в сторону унификации, а в перспективе и к разработке единых стандартов, норм технического регулирования как для традиционных промышленных и сельхозтоваров, так и для новой высокотехнологичной продукции.
Далее. Необходимо снимать инфраструктурные ограничения для интеграции и прежде всего создавать систему современных связанных транспортных коридоров. Россия с её уникальным географическим положением готова и к такой совместной работе.
Мы последовательно модернизируем морскую, железнодорожную, автомобильную инфраструктуру, расширяем пропускную способность Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, значительные ресурсы вкладываем в обустройство Северного морского пути, чтобы он стал глобальной конкурентной транспортной артерией.
Если смотреть шире, инфраструктурные проекты, заявленные в рамках ЕАЭС и инициативы «Один пояс, один путь», в связке с Северным морским путём способны создать принципиально новую транспортную конфигурацию Евразийского континента, а это ключ к освоению территории, оживлению экономической и инвестиционной активности. Давайте вместе прокладывать такие дороги развития и процветания.
Для реализации масштабных проектов в инфраструктуре, энергетике, на транспорте, в современных высокотехнологичных отраслях нам потребуется, конечно, и серьёзные частные инвестиции. Поэтому важно создать удобные, понятные, комфортные и предсказуемые условия для работы инвесторов, наладить обмен лучшими практиками. Например, мы использовали опыт стран АТР при разработке льготных условий для инвесторов в территориях опережающего развития на Дальнем Востоке Российской Федерации.
Подставить плечо частному инвестору должны и недавно созданные финансовые институты: новый банк развития – Банк БРИКС, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. И конечно, качественная интеграция возможна только с опорой на мощный человеческий капитал, квалифицированные кадры, технологические и научные заделы.
Чтобы создать такой фундамент, предлагаем активно развивать совместные образовательные платформы, укреплять взаимодействие университетов и бизнес-школ. Хотел бы вновь пригласить к совместной работе в рамках фундаментальных научных центров и исследований, в том числе речь может идти о создании крупных международных исследовательских установок и лабораторий совместного пользования.
Уважаемые коллеги!
Очевидно, что идеи, инициативы участников нынешнего форума потребуют дальнейшего обсуждения, и мы, безусловно, готовы принимать участие в таких дискуссиях. Позвольте пригласить представителей политической сферы, общественных, деловых кругов посетить в июне этого года Россию в рамках Петербургского экономического форма и в сентябре – Восточного экономического форума во Владивостоке.
И в заключение хотел бы подчеркнуть: Россия видит будущее евразийского партнёрства не просто как налаживание новых связей между государствами и экономиками. Оно должно изменить политический и экономический ландшафт континента, принести Евразии мир, стабильность, процветание, принципиально новое качество жизни.
Нашим гражданам нужны очень понятные вещи: безопасность, уверенность в завтрашнем дне, возможность трудиться и повышать благосостояние своих семей. Обеспечить им такие возможности – наш общий долг и общая ответственность.
И в этом отношении большая Евразия – это не абстрактная геополитическая схема, а, без всякого преувеличения, действительно цивилизационный проект, устремлённый в будущее.
Уверен, действуя в духе сотрудничества, мы его обязательно реализуем. Думаю, что есть все основания поблагодарить Председателя Си Цзиньпина за его инициативу: очень своевременная и имеющая хорошие перспективы.
Благодарю вас за внимание, и позвольте всем пожелать успеха в нашей совместной работе.
Международный экономический форум «Один пояс – один путь» - это площадка для обсуждения самых существенных вопросов при формировании совместного успешного процветания России и стран АТР. Такое мнение высказал Министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка в ходе интервью китайскому телеканалу ССTV-Russia сегодня, 13 мая, в Пекине.
«Когда мы говорим о том, что будущее развитие стран АТР заключается в интеграции, то эта интеграция предполагает активный диалог, - сообщил Александр Галушка. – На таких площадках конструируется будущее, и затем оно воплощается».
Александр Галушка, Министр РФ по развитию Дальнего Востока
В ходе интервью глава Минвостокразвития России подчеркнул, что бизнесмены из КНР одними из первых оценили все преимущества тех преференций, которые сегодня предоставляются инвесторам на Дальнем Востоке.
«В настоящий момент более 20 инвестиционных проектов с преобладающим участием китайского капитала реализуются в рамках новых механизмов развития Дальнего Востока. Это и территории опережающего развития, и Свободный порт Владивосток. Мы рассчитываем, что уже в ближайшее время китайские бизнесмены смогут рассказать своим партнерам, гражданам КНР, что можно и нужно инвестировать в российский Дальний Восток».
Министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка совместит рабочий визит в Пекин с участием в форуме "Один пояс - один путь". Крупнейшее дипломатическое мероприятие, организованное Китаем в этом году, состоится 14-15 мая.
14 мая глава ведомства примет участие в церемонии открытия и в пленарном заседании Форума «Один пояс – один путь»: сотрудничество ради всеобщего процветания».
Отметим, что участие в программе форума уже подтвердили главы государств и правительств 29 стран мира, а также руководители крупнейших международных организаций.
Сопряжение Евразийского экономического союза и китайской стратегии «Один пояс – один путь» объявлено лидерами России и Китая одним из ключевых направлений развития сотрудничества. Одним из приоритетных проектов сопряжения является развитие международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2». Возможности реализации данных проектов будут обсуждаться в рамках тематических сессий форума.
Кроме того, 15 мая Александр Галушка встретится с китайскими инвесторами, заинтересованными в реализации проектов МТК "Приморье-1" и "Приморье-2". В ходе встречи генеральный директор Агенства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Леонид Петухов презентует китайскому бизнесу транспортно-логистический потенциал дальневосточного региона.
Также в дни форума Министр РФ по развитию Дальнего Востока встретится с руководителями крупнейших компаний Китая, готовых к реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке.
Напомним, Президент России Владимир Путин в ходе второго Восточного экономического форума заявил, что интеграция России со странами АТР должна опираться на серьезные совместные проекты, в том числе в области транспортной инфраструктуры, которые будут буквально "сшивать" экономическое пространство, создавать дополнительные ресурсы для развития.
Это формирование новых конкретных трансевразийских и региональных маршрутов. В качестве примера приведу транспортные коридоры "Приморье-1" и "Приморье-2", которые позволяют сформировать кратчайшие пути доставки грузов из северо-восточных провинции Китая к портам юга Приморского края.
Владимир Путин
В Белогорске и Свободном в ближайшие два года появится более трех тысяч новых рабочих мест и начнется строительство социальных объектов.
Программа развития Свободного подразумевает строительство родильного дома, спортивного комплекса, школы, пристройки к детскому саду, реконструкцию женской консультации, обустройство зоны отдыха в «Сквере молодоженов». Кроме того, начнутся работы по модернизации коммунальной инфраструктуры города.
В Белогорске планируют оборудовать придомовые территории детскими игровыми комплексами, обновить автобусные остановки, благоустроить сквер в центре города и построить фонтан в городском парке. Будет продолжена реализация инвестиционного проекта «Завод по глубокой переработке сои».
В программах развития других моногородов Амурской области — благоустройство площади 25-летия БАМа в Тынде и территории озера «Кувшинка» в Райчихинске. Во всех моногородах будет произведен ремонт зон регистрации в поликлиниках, каждому моногороду выделят по одной машине скорой помощи.
«Реализация мероприятий комплексных программ позволит создать 3177 новых рабочих мест, что снизит зависимость от деятельности градообразующих предприятий. Кроме того, большое количество мероприятий направлено на улучшение качества городской среды» — отметил Андрей Донец, заместитель председателя Правительства Амурской области.
По итогам совещания о предварительных результатах работы по созданию ТОР в 2015–2017 годах состоялся пресс-брифинг вице-премьера – полпреда Президента России на Дальнем Востоке Юрия Трутнева.
Из стенограммы:
Юрий Трутнев:
Состоялось совещание под руководством Председателя Правительства Дмитрия Анатольевича Медведева. Обсудили промежуточные результаты создания и работы территорий опережающего развития на Дальнем Востоке. У нас есть две темы – территории опережающего развития в моногородах (они только стартовали, их тоже надо анализировать) и Дальний Восток, о котором сегодня шла речь.
ТОР на Дальнем Востоке работают в среднем около полутора лет – достаточно небольшой срок, учитывая, что надо разработать проектную документацию, построить предприятия. Тем не менее уже необходимо было посмотреть, в каком состоянии работа. На сегодняшний день на Дальнем Востоке создано 16 территорий опережающего развития, 17-я («Свободненская») внесена в Правительство. Более 250 резидентов – в ходе совещания были заслушаны их вопросы и предложения к Правительству. В основном они касались конкретики проектов, например, связанных с работой участка дороги в Якутии, для того чтобы облегчить транзит грузов, с работой погранпереходов, то есть с конкретными вопросами по работе ТОР.
Что касается системных решений, то системно обсуждалась необходимость оценки эффективности работы территорий опережающего развития. Принята общая позиция, что оценивать эффективность территорий опережающего развития прежде всего надо по соотношению бюджетных инвестиций и частных, то есть по тому, сколько денег приходится тратить федеральному бюджету для того, чтобы привлечь частные инвестиции. На сегодняшний день этот показатель, текущий, фактически 7, по соглашениям плановый – 30, но к концу года по планам мы должны выйти на показатель 11.
Второе. Территорий опережающего развития с учётом моногородов стало…
Второе. Территорий опережающего развития с учётом моногородов стало довольно много. Поэтому Председатель Правительства сказал о том, что необходимо внимательно относиться к созданию каждой новой территории и докладывать о том, почему создаём, какие цели и задачи ставятся. В любом случае решение о создании новой территории опережающего развития принимается Правительством Российской Федерации.
Вопрос:
Критика была какая-нибудь?
Юрий Трутнев:
Если это можно отнести к критике, то можно сказать о том, что есть необходимость совершенствования законодательства в части того, что на сегодняшний день согласно закону, если ты зарегистрировал резидентство в ТОР, можно распространять льготы по соцстраху на старую численность. Это неправильно. Поэтому в этой части закон будет уточнён. В принципе все позиции Минвостоком и Минтрудом уже согласованы, поправки в закон на согласовании в Правительстве, естественно, этот недостаток будет устранён. Там больших потерь нет. Но эту дырку в заборе надо закрыть. Мы ещё раз сегодня говорили о том, что территории опережающего развития как институты создаются для новых проектов. Они по-другому и не могут работать, потому что выделяется новая территория и только те предприятия, которые строятся, новые, подпадают под льготы.
Вопрос:
Скажите, в целом на этих территориях опережающего развития всё идёт успешнее, чем планировали, как планировали или хуже, чем планировали?
Юрий Трутнев:
Я вам так скажу: идёт лучше, чем планировалось. Существенно лучше. Но мне сам по себе подход к плановости чуть-чуть не нравится. Мне кажется, здесь немножко другая история.
Почему я сказал о мультипликаторе? Когда мы создаём территорию опережающего развития, практически на каждую территорию я выезжаю сам. Я пытаюсь сам разобраться, что же происходит, почему мы там создаём. Смотрим инвесторов, с каждым встречаемся. Предположим, у нас на старте три-пять инвесторов. Скажем совершенно честно – это не значит, что все три-пять инвесторов развернут свои проекты. Бывают ситуации, когда у нас, например, из пяти проектов три стартовало, а два буксуют. Что мы должны делать в этом случае? Плакать? Вряд ли. Мы должны добиться того, чтобы если два отпало, то три вошло. И это получается.
Были сегодня предложения по ответственности инвесторов, эта тема обсуждалась. Но Председатель Правительства её не поддержал, потому что инвестиционный проект – это довольно сложный процесс, по целому ряду разных причин инвестиционный проект может не состояться.
Но это наша задача – заполнить территорию опережающего развития. Территория опережающего развития – это, по сути дела, пространственный технопарк. Мы создаём для бизнеса территорию, которая обеспечена налоговыми преференциями, инфраструктурой, на которой действуют упрощённые административные процедуры.
Кстати, об административных процедурах. Сегодня выступал руководитель компании «Соллерс» и попросил Дмитрия Анатольевича Медведева разрешения зарегистрировать новые проекты в рамках территорий опережающего развития. Он сказал, что, к сожалению, в особой экономической зоне он тратит очень много времени на согласование документов, проект планировки территории, то есть проект теряет динамику. Мы, естественно, это предложение примем, будем расширять границы ТОР, для того чтобы новые проекты «Соллерса» вошли, потому что там проекты моторного производства, достаточно важные технологичные проекты.
Вопрос:
Хабаровский губернатор сказал, что вне ТОР требовалось пятьсот дней на то, чтобы зарегистрировать предприятие. Вам не кажется, что это слишком много для инвестиционной привлекательности России?
Юрий Трутнев:
Да много, конечно. Но мы не считаем, что только ТОР должны развиваться. Во-первых, ТОР – только одна из практик работы по развитию Дальнего Востока. Сегодня в целом Правительством подготовлено, а Президентом подписано 12 законов, которые улучшают инвестиционный климат на Дальнем Востоке, совершенно разных – о тарифах, об упрощённом оформлении визы и так далее.
Но мы не только следим за соблюдением закона, не только разговариваем с инвесторами, отвечаем на их вопросы, даём им определённые обещания, потому что это очень важно. Инвестиции – это не только климат, это ещё и уверенность. Это доверие. И если того или другого нет – это не работает.
Есть и ещё один очень важный момент – это, что называется, чистка наших рядов в процессе инвестиций, потому что один попавшийся в цепочке недобросовестный чиновник может довольно сильно тормознуть реализацию проекта. Мы и этим занимаемся. В процессе реализации инвестиционных проектов бывают ситуации, когда инвесторы на меня выходят и говорят о том, как некоторые чиновники не помогают, а мешают реализации. Мы эту проблему решаем, решаем её быстро, без волокиты. Разговариваем с губернаторами, если это субъектовые служащие. Если это служащие территориальных отделений федеральных органов исполнительной власти, разговариваем с руководителями федеральных органов.
Нам всё равно потребуется в определённой степени повысить уровень управления во всех слоях, на всех системах, чтобы это реально работало, чтобы было не 500 дней, а две недели, как это у нас сейчас происходит.
У нас вчера был на эту тему интересный разговор. Ко мне господин Швецов (В.Швецов, генеральный директор ПАО «Соллерс» (резидент особой экономической зоны, г. Владивосток)) зашёл перед совещанием, говорит: «Я потерял полтора года на согласование проекта планировки территории. Но я сейчас выйду из оболочки, сделаю этот проект сам, а потом буду проситься в ТОР». Я говорю: «А почему не сразу?» Он говорит: «Потому что в ТОР тоже процесс планировки территории, я же и там время потеряю». Я говорю: «Ни разу не слышал претензий по этому поводу». Связался прямо при нём с руководителем корпорации развития, говорю: «Сколько надо времени на утверждение проектов планировки территорий?». Он говорит: «На разработку и утверждение нужно месяц». Я говорю: «Разрабатывать не надо, проект уже есть». Он говорит: «Тогда три дня». Есть разница между тремя днями и полутора годами? Нам всем надо учиться работать, тогда у нас и инвестиции в страну будут приходить больше и больше.
Вопрос:
Про дальневосточные порты. Палата представителей Конгресса США приняла законопроект по усилению санкций против КНДР, и там есть норма, которая предполагает контроль за иностранными портами на предмет соблюдения установленных против КНДР ограничений. Там в том числе наши порты: Находка, Ванино, Владивосток.
На Ваш взгляд, как это на нас скажется? Насколько мы вообще активно сотрудничаем с КНДР, насколько там большой поток, есть ли для российских дальневосточных портов риски в связи с этим?
Юрий Трутнев:
На мой взгляд, Соединённым Штатам Америки надо заниматься делами Соединённых Штатов Америки. Что касается наших портов, у нас вполне достаточно органов власти и контрольных органов, которые в состоянии проконтролировать исполнение всех международных обязательств, которые взяла на себя Россия.
Налоговые преференции, предоставляемые инвесторам в территориях опережающего развития, весьма существенны по сравнению с общим порядком и действуют длительный срок. Об этом сообщил Председатель Правительства России Дмитрий Медведев на совещании о предварительных результатах работы по созданию ТОР в 2015–2017 годах.
Необходимо постараться получить максимальную отдачу для людей, которые живут в регионе, в виде новых рабочих мест, в виде создания современной инфраструктуры, которая нужна не только для производственного, экономического развития, но и просто для перемещения людей, чтобы им было комфортно жить и работать. И всё, что строится при поддержке государства, должно строиться на долгосрочную перспективу, опираться на чёткие планы развития территорий.
Председатель Правительства России
Дмитрий Медведев
По его словам, перед регионом сегодня стоит непростая задача - составить конкуренцию наиболее динамично развивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
- Инвестиции на Дальнем Востоке – довольно сложная тема, инвестировать в Москве или в Подмосковье – это одно, а инвестировать на Дальнем Востоке – это совершенно другое. Поэтому компаниям, которые зашли на территории, важно оказывать всестороннюю поддержку. Это и задача институтов развития Дальнего Востока – сделать так, чтобы инвесторы избежали вакуума в администрировании, в хозяйственном плане. Это касается и подготовки кадров, и доступа к кредитам, и консультаций, и поддержки всех этих инвестиций в режиме единого окна, – отметил Дмитрий Медведев.
Как подчеркнул Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка в 2017 году на Дальнем Востоке в рамках ТОР и Свободного порта будет открыто около 60 новых предприятий.
Сегодня на Дальнем Востоке строятся десятки новых заводов, фабрик, новая инфраструктура, добывающие и перерабатывающие комплексы. Численность новых рабочих мест составит 5,7 тысяч человек. Объем планируемых к вложению инвестиций - более 100 млрд рублей. Это еще одно подтверждение тому, что на Дальнем Востоке создаются условия экономического развития, конкурентоспособные в сравнении со странами АТР.
Министр РФ по развитию Дальнего Востока
Александр Галушка
Напомним, территории опережающего развития создаются в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.
Получение статуса резидента ТОР предусматривает предоставление им ряда налоговых льгот, в числе которых применение в течение пяти лет нулевой ставки по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, и ограничение (не более 5%) по ставке указанного налога, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, а также использование пониженных отчислений по страховым взносам (в совокупности 7,6%) в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации в течение 10 лет, но не позднее трёх лет с даты создания ТОР Правительством России.
О поручении по итогам совещания о поддержке инвестиционной активности предприятий.
Дмитрий Медведев провёл совещание 27 апреля 2017 года. По его итогам Минфину России дано, в частности, следующее поручение:
Минфину России (А.Г.Силуанову), Минэкономразвития России (М.С.Орешкину) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти внести в Правительство Российской Федерации проект федерального закона, касающийся внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части снижения налоговой ставки налога на прибыль организаций до 5 процентов для налогоплательщиков, осуществляющих инвестирование в приобретение, реконструкцию и модернизацию основных средств (далее – налоговая льгота), предусмотрев в том числе:
предоставление субъектам Российской Федерации права на установление налоговой льготы в части, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации;
предоставление налоговой льготы налогоплательщику через механизм налогового вычета;
сохранение существующих налоговых льгот по налогу на прибыль организаций с предоставлением налогоплательщику права их самостоятельного выбора для применения;
установление срока действия налоговой льготы от 5 до 10 лет,
дополнительно проработав вопросы:
о необходимости внесения изменений в законодательство Российской Федерации, в том числе в части налогообложения движимого имущества организаций;
об определении перечня субъектов Российской Федерации, исходя из уровня их расчётной бюджетной обеспеченности, для установления возможности предоставления налоговой льготы;
об определении критериев, дающих право на получение налоговой льготы, исходя из:
перечня видов (групп) основных средств налогоплательщика, в отношении которых осуществлены инвестиции с учётом целесообразности учёта инвестиций в основные средства, относящиеся к недвижимому имуществу;
осуществления налогоплательщиком хозяйственной деятельности в перспективной сфере экономики, в том числе связанной с электронной (цифровой) экономикой;
объёмов расходов налогоплательщиков на подготовку и переподготовку кадров, требующихся для эксплуатации приобретённых, реконструированных или модернизированных основных средств;
минимального объёма инвестиций в основные средства.
Подписанным постановлением в Правила создания ТОСЭР на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) внесены изменения. Установлены критерии создания ТОСЭР на территориях моногородов, в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения, и моногородов со стабильной социально-экономической ситуацией.
Кроме того, внесены соответствующие изменения в требования к инвестиционным проектам, реализуемым резидентами ТОСЭР, создаваемых на территориях моногородов; в дополнительные требования к резидентам таких ТОСЭР; в порядок ведения реестра резидентов и выдачи документов.
Внесённые изменения направлены на совершенствование механизма принятия решения о создании территорий опережающего социально-экономического развития на территориях моногородов.
Любой механизм уточняется практикой. Реализация отбора инвестпроектов для получения субсидии на инфраструктуру показала необходимость уточнения и расширения отдельных аспектов. Все они направлены на то, чтобы на Дальнем Востоке формировалось как можно больше «точек роста»: запускались новые проекты, формировались высокооплачиваемые рабочие места.
Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка
Изменения касаются уточнения порядка и периодичности срока отбора, мониторинга реализации проектов, а также необходимого для представления пакета документов (на отбор инвестиционных проектов претендующих на получение субсидии на создание и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры). Устанавливается объем предельного соотношения представляемой субсидии к заявленным частным инвестициям. То есть максимальное соотношение государственных вложений на создание и инфраструктуры и частных средств, потраченных на реализацию проекта. Также определен порядок подтверждения расчета сметной стоимости объекта инфраструктуры.
Опубликован доклад Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока об итогах деятельности в 2016 году. В документе представлены 10 ключевых результатов развития Дальнего Востока за период 2016 года – апрель 2017 года, а также говорится о приоритетных задачах, поставленных до конца текущего года.
Доклад размещен для открытого обсуждения на сайте Минвостокразвития России.
Сегодня на территории ДФО создано 16 территорий опережающего развития: «Кангалассы», «Южная Якутия» (Якутия), «Беринговский» (Чукотский автономный округ), «Белогорская», «Приамурская» (Амурская область), «Хабаровск», Комсомольск» (Хабаровский край), «Надеждинская», «Большой Камень», «Михайловский» (Приморский край), «Камчатка» (Камчатский край), «Южная», «Горный воздух» (Сахалинская область), «Амуро-Хинганская» (Еврейская автономная область), «Нефтехимический» (Приморский край), «Николаевск» (Хабаровский край).
ТОР «Свободный» в Амурской области станет семнадцатой территорией опережающего развития. «Проект решения уже в Правительстве. Я думаю, что это вопрос пары недель», - отметил Юрий Трутнев, отвечая на вопросы журналистов во время рабочей поездки в Приамурье.
Территория опережающего социально-экономического развития – это территория, на которой в соответствии с решением Правительства России установлен особый правовой режим, направленный на формирование благоприятных условий ведения бизнеса и инвестирования. Для резидентов ТОР установлены налоговые льготы, а также административные преференции для ведения бизнеса.
С принятием Федерального Закона о ТОР Корпорация развития Дальнего Востока поступило 263 заявки на общую сумму инвестиций более 1 трлн 426 млрд рублей. В результате реализации данных проектов будет создано более 42 тысяч рабочих мест. Сегодня резидентами ТОР на Дальнем Востоке являются 123 компании с общим объемом инвестиций более 481 млрд рублей и перспективой создать более 25 тысяч рабочих мест. (по данным на 27 апреля 2017 года). Действуют 9 предприятий, на стадии строительно-монтажных работ – 31 инвестиционный проект.
В Корпорацию развития поступило 30 заявок от иностранных инвесторов на реализацию инвестиционных проектов в ТОР на общую сумму инвестиций 185,8 млрд рублей, с перспективой создать 5,7 тыс рабочих мест. Статус резидента получили 15 компаний с инвестиционными проектами на общую сумму 153,5 млрд рублей.
Напомним, в 2016 года глава Японии уже принимал участие в пленарном заседании «Открывая Дальний Восток» Восточного экономического форума с участием Президента России Владимира Путина. На ВЭФ-2016 делегация из Японии в составе 246 человек стала самой многочисленной. В форуме, который прошел во Владивостоке 2-3 сентября, также приняли участие такие крупнейшие японские компании как Сумитомо, Соджиц, Иида, Мицуи, Джей Джи Си.
В рамках деловой повестки нынешнего визита премьер-министра Японии в Россию Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта, Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона подписали с Японским банком международного сотрудничества (JBIC) соглашение о создании Платформы для поддержки японских инвестиций на Дальнем Востоке.
Мы видим большой интерес японской стороны к реализации проектов на Дальнем Востоке России. Но на практике реализуется не так много проектов. Результаты переговоров лидеров России и Японии, подписанный документ о создании совместной платформы с JBIC - это очевиднейшие сигналы японскому бизнесу о том, что можно и нужно работать на Дальнем Востоке.
Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока
Александр Галушка
Надеюсь, что на Восточном экономическом форуме мы сможем представить не только программу по льготному кредитованию, но и результаты, которые уже смогли достичь люди, воспользовавшиеся кредитом на получение «дальневосточного гектара». То есть мы будем пожинать первые плоды.
Генеральный директор Фонда развития Дальнего Востока
Алексей Чекунков
Льготное кредитование получателей «дальневосточного гектара» стартовало 27 апреля.
Напомним, Восточный экономический форум учреждён Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина в 2015 году в целях содействия ускоренному развитию экономики Дальнего Востока и расширения международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В 2016 году ВЭФ собрал 4600 представителей бизнеса, экспертного и научного сообщества, общественности из 56 стран мира.
В ходе были рассмотрены вопросы корректировки сводного плана программы, финансового обеспечения мероприятий программы, необходимости модернизации входных групп поликлиник в моногородах, установления квот и организации целевого приема для получения выпускниками школ моногородов высшего медицинского и педагогического образования. По итогам были даны следующие поручения:
- Назначить ответственных заместителей высших должностных лиц соответствующих субъектов Российской Федерации за реализацию программ комплексного развития моногородов с закреплением за ними ответственности за достижение совокупных целевых показателей программ комплексного развития всех моногородов субъекта;
- Рекомендовать высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации совместно с главами монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации направить в Фонд развития моногородов информацию по проектам и мероприятиям, планируемых к реализации в 2018-2020 гг в моногородах и подлежащих включению в соответствующие государственные федеральные и региональные программы;
- Руководителю программы, Фонду развития моногородов, главам моногородов в рамках обучения управленческих команд моногородов презентовать мероприятия программы «5 шагов благоустройства»;
- Рекомендовать главам моногородов внести изменения в паспорта программ комплексного развития моногородов,. связанные с установлением контрольных точек реализации проектов повышения качества среды моногородов.
© Диалог 319
Маслоэкстракционный завод в Белогорске получит целевой займ на сумму 2,1 миллиарда от «Фонда Дальнего Востока и Байкальского региона». Договор о его предоставлении уже подписан. Средства пойдут на строительство второй очереди объекта. Об этом стало известно сегодня в ходе визита на предприятие полномочного представителя президента в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева и губернатора Приамурья Александра Козлова.
В сопровождении руководства компании высокие гости посетили цех рафинации и пульт управления производственным процессом отделения зерноподготовки, также руководителям представили продукцию завода, выпускаемую в настоящее время, сообщает пресс-служба правительства региона.
Как рассказал генеральный директор компании «Амурагроцентра» Александр Сарапкин, на сегодняшний день завод работает в режиме опытно-промышленной эксплуатации, уже переработано более 11 тысяч тонн продукции. В мае планируется получение разрешения на эксплуатацию.
Сейчас на предприятии трудится 350 сотрудников. С полной загрузки завода будет проведено расширение смен, и штат сотрудников увеличится до 400.
— На реализацию второй очереди, которая находиться в стадии проектирования и проведения экспертиз необходимо финансирование, — прокомментировал Александр Сарапкин необходимость кредитования.
© ПортАмур
Сейчас производство находится на стадии пусконаладочных работ. Проект был реализован в соответствии с планом-графиком и в ближайшее время будет дан старт производству. Сейчас планируется второй этап проекта - производство изолята соевого белка из соевых бобов, выращенных в Амурской области. Это продукция, которую в России никто не производит.
Денис Тихонов
Как рассказал генеральный директор компании «Амурагроцентр» Александр Сарапкин, на сегодняшний день завод работает в режиме опытно-промышленной эксплуатации, переработано более 11 тысяч тонн продукции. Работа ведется в штатном режиме.
25 апреля были подведены итоги работы краудсорсинговой платформы «Моногорода.рф», на которой жители оставляли свои предложения по благоустройству ключевых городских территорий.
Онлайн-платформа была запущена в конце 2016 года, и за время работы краудсорсинга сайт посетило более 100 тысяч уникальных пользователей, которые оставили 6311 идею по улучшению городской среды.
Некоторые идеи жителей уже включены в программу благоустройства населенных пунктов на 2017 год. Среди них: Нижнекамск, Армянск, Кольчугино, Павловск, Камские Поляны, Набережные Челны, Магнитогорск, Петровск и другие моногорода.
Работа краудсорсингового портала "Моногорода.рф" способствовала выяснению нужд и потребностей горожан и стала первым шагом в выстраивании партнерской работы населения и власти.
"Краудсорсинг и все, что связано с энергией масс, - это сложный процесс. Мы ему учимся, и я вижу, что во многих моногородах этому уже научились. Невозможно сделать горожан счастливыми, если они в этом не будут принимать никакого участия - только вместе с ними, только опираясь на их видение и мнение", - отметил первый заместитель председателя правительства России Игорь Шувалов.